НИУ ВШЭ представил вторую часть мониторинга качества приёма в вузы России в 2022 году. Это ежегодное исследование, которое проводят с 2010-го. Оно отражает не только качество знаний первокурсников, но и репутацию вузов.
Что это за исследование
Качество приёма оценивают по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на первый курс. Результаты победителей и призёров олимпиад засчитываются как 100 баллов. В исследовании рассматривается приём только на бакалавриат и специалитет в вузах, где набор составляет не менее 300 человек.
Последняя волна мониторинга охватила 812 вузов, в том числе 396 головных государственных, а также 321 филиал и 95 негосударственных вузов. Силовые и творческие университеты в расчёт не брали, поскольку решающую роль при приёме в них играют результаты дополнительных экзаменов в самом вузе, а не ЕГЭ.
Мониторинг ведут по нескольким показателям — средние баллы поступивших на бюджет и на платное отделение, а также совокупный балл. Последний показатель авторы исследования считают наиболее полезным для оценки кадрового обеспечения: бюджетники и платники учатся вместе, а потом работают в одних и тех же отраслях.
Абитуриентам следующего года (в данном случае — 2023-го) сведения о среднем балле прошлого года помогают сориентироваться в том, какие направления подготовки оказались наиболее трудными для поступления (это те, где наиболее высокие средние баллы), а какие — полегче (где средний балл относительно низкий).
Кроме того, в мониторинге отслеживается, как меняется количество принятых студентов на разных направлениях обучения от года к году. Если по части приёма на бюджетные места это говорит лишь о приоритетах государства (куда больше выделили мест, туда абитуриенты и пошли), то по части платного приёма рост и падение свидетельствуют об истинной популярности конкретных направлений и, наоборот, потере интереса к нему. И в этом смысле 2022-й дал интересные наблюдения.
Что произошло с объёмом бюджетных и платных мест
Список лидеров по совокупному приёму — то есть и на бюджет, и на платное — по сравнению с 2021 годом остался неизменным. Это:
- «Здравоохранение» — 50 467 человек;
- «Информатика и вычислительная техника» — 45 249;
- «Педагогическое образование» — 40 843;
- «Юриспруденция» — 37 728;
- «Экономика» — 29 579.
Авторы мониторинга напомнили, что в 2021-м количество бюджетных мест в российских вузах увеличилось на 9%. А вот в 2022-м таких резких изменений не наблюдалось, но на отдельных направлениях число мест изменилось. Наибольший прирост пришёлся на такие направления, как «Педагогическое образование» (919) и «Транспортные средства» (575). А наибольшее сокращение — на «Энергетику и энергетическое машиностроение» и «Экономику».
Платный приём в целом оказался стабилен — зафиксировано лишь незначительное сокращение (на 0,5%). Тем не менее на некоторых направлениях изменения оказались очень внушительным. Больше всего платных мест потеряли (то есть стали менее перспективными в глазах абитуриентов):
- «Экономика» — убыль на 2325 мест;
- «Здравоохранение» — 1746;
- «Международные отношения» — 900.
Тем не менее эксперты заметили, что на некоторые социально-экономические направления спрос продолжает расти — речь о «Юриспруденции» (число платников увеличилось на 1948) и «Педагогике» (на 1,6 тысячи за счёт расширения как бюджетного, так и платного наборов).
Помимо этого, в 2022-м ещё одно направление вошло в группу крупнейших, приём на которые превышает 10 тысяч студентов, — это «Реклама и связи с общественностью». Подчёркивается, что рост обусловлен исключительно увеличением числа платных мест на 1,1 тысячи.
А вот среди менее крупных направлений самый большой прирост показали:
- «Бизнес-информатика» — на 812 мест (преимущественно благодаря платному набору);
- «Дизайн» — 775 мест (исключительно за счёт платников);
- «Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование» — на 674 (за счёт платных и бюджетных мест);
- «Транспортные средства» — 520 (только благодаря росту числа бюджетных мест);
- «Психология» — 519 мест (за счёт платного набора).
Авторы объясняют, что популярность «Бизнес-информатики» растёт из-за повышения спроса на это направление в крупных технических и национальных исследовательских университетах. А популярность «Дизайна» выросла как в специализированных отраслевых, так и в региональных классических вузах.
Что насчёт среднего балла
По сравнению с 2021 годом в 2022-м средний балл ЕГЭ по совокупному приёму, с которым зачисляли на первый курс, или незначительно вырос, или снизился. В топ-5 по среднему баллу вошли:
- «Востоковедение и африканистика» — 80,6 (-0,9 по сравнению с 2021-м);
- «Теория искусств» — 79,5 (-1,4);
- «Политология» — 77,7 (+0,3);
- «Философия» — 77 (+1,8);
- «Филология» — 76,2 (-1,2).
Такие крупные направления, как «Здравоохранение», «Юриспруденция», «Педагогика» и «Экономика» оказались примерно в середине списка, а «Информатика и вычислительная техника» — в первой двадцатке. Авторы мониторинга отмечают, что для таких массовых специальностей баллы, эквивалентные школьной пятёрке, — хороший результат.
Что касается лидеров антирейтинга, то это:
- «Сельское и рыбное хозяйство» — 57,1 (+0,6);
- «Транспортные средства» — 58,7 (+0,1);
- «Управление водным транспортом» — 59,7 (+0,1);
- «Морская техника» — 60 (+1,2);
- «Сестринское дело» — 60,6 (-0,8).
Кстати, недавно НИУ ВШЭ опубликовал первую часть этого мониторинга. В ней раскрыты общие данные о качестве приёма и вузах-лидерах по разным показателям, включая наибольшее число принятых абитуриентов и баллам поступивших.
Читайте также: