В школе можно многому научить, но домашняя обстановка и возможности играют в обучении немаловажную роль. В исследованиях «Дистанционный режим как вызов для школьного образования» и «Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой» сотрудники НИУ ВШЭ попытались узнать, как связаны бытовые условия и развитие цифровых навыков у детей, а также какую роль играют в этом их родители.
Какие условия для обучения есть у российских школьников дома
Во время дистанционного обучения 2020/2021 года одним из ключевых вопросов стало не просто наличие гаджетов для учёбы, но и просто рабочего места, в идеале, конечно, тихого.
Оказалось, что у большинства ребят своя комната или пространство для учёбы всё же есть:
- среди жителей Москвы — 63,3%;
- среди жителей сёл — 73,4%;
- среди жителей нестоличных городов — 75,3%.
В подавляющем большинстве случаев (80,9%) у российских школьников есть как минимум собственный письменный стол.
Однако некоторые вещи школьникам приходится делить с остальными членами семьи. Так, на первом месте по объёму «шеринга» оказались учебные книги — исследователи выяснили, что в 79,2% семей их приходится делить с родными.
На втором месте предсказуемо оказалась техника: только треть родителей рассказала, что у их детей есть личный стационарный компьютер или ноутбук с выходом в интернет. Бóльшая же часть респондентов отметила, что этот гаджет находится в общем семейном пользовании.
Доступнее всего компьютеры и ноутбуки старшеклассникам — личным ПК могли похвастаться 66,7% ребят из этой возрастной группы. Иначе обстоит дело с младшими школьниками — только у трети ребят был личный компьютер. Это означает, что они меньше готовы к дистанционному обучению, считают исследователи.
Исследователи также выяснили, что дополнительное влияние на готовность школьников к дистанционному обучению оказывает количество детей в семье. Когда их много, могут возникнуть предсказуемые проблемы с учёбой на дистанте. В семьях, где трое детей и больше, они чаще всего связаны с обеспечением необходимого для учебного процесса — в том числе гаджетами и рабочим местом.
Помогают ли родители в развитии цифровых навыков
Около 70% респондентов рассказали, что так или иначе помогают своим детям взаимодействовать с цифровым контентом. Половина опрошенных делают это в тех случаях, когда ребёнок не справляется с задачей самостоятельно. Ещё треть опрошенных (33%) оказывают такую помощь без условий и даже с удовольствием, а их дети сами обращаются за советом.
Интересно, что родители, которые полностью отдают обучение цифре на откуп детям, разделились на три равные группы. Первая считает, что не владеет нужными навыками, вторая — что ребята сами должны выполнять свои задания, а третья утверждает, что таких заданий их детям в школе в принципе не дают.
Исследователи отмечают, что чаще родители не помогают тем школьникам, у которых цифровые навыки находятся уже на достаточно продвинутом уровне. Кроме того, есть и связь с возрастом: чем младше дети, тем, конечно, реже они обладают цифровыми компетенциями, а значит, и в учёбу родители вовлечены чаще.
Хорошо ли в школе развивают цифровые навыки — что об этом думают родители
По данным опроса, каждый четвертый родитель (то есть около 25% респондентов) считает, что школа уделяет достаточное внимание формированию цифровой грамотности учеников.
При этом лишь 27,3% опрошенных родителей рассказали, что в 2019/2020 учебному году их дети использовали компьютер или планшет на занятиях по непрофильным дисциплинам (то есть информатику в данном случае не учитывали).
Зато 81,3% отметили, что техника требуется детям для выполнения домашних заданий — чаще, конечно, в старших классах. Примечательно, что 17,4% родителей считают эту работу бесполезной: по их мнению, она ничему не учит детей. Исследователи предполагают, что в реальности этот показатель может быть больше.
Чуть больше половины опрошенных всё же видят в этом пользу — взаимодействие с техникой и цифровыми сервисами учит детей работать с информацией. «Это является важным фактором готовности к дистанционному обучению — так же, как и умение чётко и корректно выражать свои мысли, в том числе посредством цифрового контента (отмечают 20,9% родителей)», — комментируют исследователи.
Интересно и отношение родителей к дистанционным занятиям — до наступления пандемии. Такие уроки были и у 5–11-х классов (около трети родителей указывают на это с одинаковой частотой), и у младшей школы (26,5%).
Оказалось, что почти треть родителей (29,6%), чьи дети до пандемии участвовали в дистанционных школьных уроках, считают и онлайн-уроки совершенно бесполезными.
«Наиболее критично настроены к школьным дистанционным занятиям родители младших школьников и учеников 5–7-х классов. Можно предположить, что по своим возрастным характеристикам они меньше всего готовы к такому учебному формату, а школы пока не могут выстроить дистанционный образовательный процесс с учётом их возможностей и интересов», — заключили авторы исследования.