Об этом говорится в совместном отчёте Data Insight и «Авито». Компании проанализировали положение дел на рынке услуг в категории «Обучение». В отчёте рассмотрен только микробизнес — самозанятые и частные лица, компании и коллективы со штатом до 15 человек включительно, которые оказывают услуги в этой категории.
Основой для аналитики стали проведённые в марте 2022 года онлайн-опросы по базе партнёров «Авито» (то есть тех, кто предлагает свои услуги на этой площадке). Из более чем 9 тысяч анкет 435 относились к категории «Обучение». Кроме того, провели онлайн-опрос методом поточной выборки и интернет-панели, состоящей из ещё 237 провайдеров услуг по обучению.
Отметим, что авторы отчёта под исполнителями подразумевают людей, которые работают в сфере услуг, а провайдерами — тех, кто оказывает услуги как субъект экономической деятельности, будь то самозанятые без нанятых сотрудников, юридические лица или просто коллективы со штатом от 2 до 15 человек. Проще говоря, исполнитель — это частное лицо, которое оказывает услуги самостоятельно (не в коллективе) и без оформления ИП, самозанятости или юридического лица, а провайдер — тот, кто оказывает те же услуги в любой из перечисленных форм.
Судя по тому, что даже из провайдеров большинство работает в одиночку, основные заказы идут от частных лиц (91%), а самыми распространёнными услугами оказались подготовка по школьным предметам и обучение языкам (в сумме — 67% от всех видов услуг), фактически это получилось исследование рынка репетиторских услуг.
Какие изменения произошли в сегменте услуг по обучению
Выяснилось, что выручка сегмента увеличилась со 176 млрд в 2020-м до 280 млрд рублей в 2021 году. Кроме того, известно, как изменилось количество исполнителей и заказов (заказом считается услуга, оказанная один раз).
Число исполнителей за тот же период выросло с 520 до 543 тысяч, а количество заказов — со 150 до 229 млн.
Что касается направлений обучения, то наиболее распространённым оказалось репетиторство. За ним следуют преподавание языков и детское развитие.
Что известно о тех, кто оказывает услуги по обучению
77% из предлагающих услуги по обучению — это женщины. В большинстве случаев эти специалисты относятся к возрастным группам от 35 до 44 или от 25 до 34 лет (по 24 и 23% соответственно). Однако другие возрастные группы тоже представлены. Например, специалистов в возрасте от 45 до 54 лет — 18%, а в возрасте от 18 до 24 лет и от 55 до 64 лет — по 17%.
Для подавляющего большинства (83%) оказание услуг по обучению — основная занятость. Можно сделать вывод, что через «Авито», как правило, ищут клиентов репетиторы, которые параллельно в школе не работают. Более чем у 80% рабочий день не превышает 8 часов. При этом 34% работают по 6–7 дней в неделю, 5 дней работают 16%, 3–4 дня — 11% и 1–2 дня — 15%.
Большинство специалистов ищут клиентов только в своих населённых пунктах (29%) или даже только в своём районе города (26%). Ещё 16% респондентов работают с теми, кто проживает в других населённых пунктах, находящихся в пределах их региона. Открыты к работе с клиентами из разных регионов 26%. Можно предположить, что только последние оказывают услуги онлайн, тогда как остальные группы, скорее всего, ориентированы на офлайн.
Доходы по услугам обучения в течение года неоднородны, потому что зависят от сезонности. Месяцы самого высокого спроса на образовательные услуги — апрель (его отметили 50% специалистов) и октябрь (51%). Сезон низкого спроса — летние месяцы. 38% респондентов отметили, что доход в активный сезон выше в два раза или более, чем в сезон низкого спроса.
Как исполнители ищут клиентов на услуги по обучению
Самым популярным каналом привлечения заказов провайдеры услуг по обучению назвали сарафанное радио (66%) и постоянных клиентов (49%). Объявлениями на дверях, листовками пользуются 7%, рекламой в газетах и журналах — 5%. Остальные каналы — электронные, их используют 77% репетиторов. Вот как они распределены у репетиторов, работающих в одиночку:
- социальные сети — 44%;
- сайты объявлений — 38%;
- специализированные сервисы-агрегаторы — 21%;
- реклама в интернете — 15%;
- собственный сайт — 9%;
- рассылки по электронной почте — 5%.
Из конкретных площадок самыми популярными и эффективными провайдеры назвали «Авито» (но тут может возникнуть вопрос к релевантности выборки, поскольку большинство опрошенных провайдеров таких услуг — пользователи этой площадки), а также «Инстаграм»*, однако в отношении последнего нужно учесть, что опрос провели в марте 2022 года (точная дата не указана), а 14 марта доступ к этой социальной сети в России заблокировали. То есть данные о популярности и эффективности имеют отношение к прежнему, а не текущему периоду. Из прочих платных каналов респонденты назвали эффективными:
- «ВКонтакте» — 18%;
- WhatsApp, Telegram, Viber — 12%;
- Profi.ru — 11%;
- собственный сайт — 10%;
- «Яндекс.Услуги» — 5%;
- YouTube — 3%;
- «Одноклассники» — 3%;
- «Юла» — 2%;
- «Яндекс.Карты» — 2%.
Кстати, ранее мы рассказывали о том, как освоить специализированные онлайн-платформы для репетиторов и зарабатывать на них.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».