Исследование провела аспирантка МГППУ Мария Никитская. Статья о нём опубликована в издании «Психолого-педагогические исследования».
Работу проводили в сентябре-ноябре 2021 года. Участниками опросов стали 175 учеников 10–11-х классов, а также 167 студентов первых и вторых курсов колледжей (разных по статусу, проходному баллу и направлениям подготовки). Среди респондентов было 202 девушки и 140 юношей.
Что удалось выяснить про общую мотивацию к учёбе
Исследовательница отмечает, что мотивация к обучению — очень многомерная структура. Мотивы могут быть связаны как с самой деятельностью, так и с социальными отношениями. К примеру, мотивация зависит от психологической направленности личности. Она может быть направлена:
- на себя (тогда человек чаще руководствуется собственным интересом, выгодой и статусом);
- на взаимодействие (тогда им движет желание общаться с другими);
- на задачу (тогда главный движущий фактор — желание достичь результата).
Автор исследования попыталась связать эту типологию с разными целями учебных достижений и с учебной мотивацией (её она определила по опроснику Шкалы академической мотивации школьников — ШАМ-Ш). Оказалось, например, что:
- Учатся с удовольствием и стремятся решать трудные задачи и развиваться чаще всего ученики, у которых выражена направленность на задачу.
- Отсутствие мотивации, равно как и стремление проявлять себя лучше других (или хотя бы быть не хуже них), добиваться уважения со стороны родителей ярче всего выражены у учащихся с направленностью личности на себя.
- Тех, чья личность ориентирована на взаимодействие, как правило, не подстёгивает желание «быть не хуже других», стремление наилучшим образом справиться с заданием их тоже не особенно вдохновляет, мотивации достижения и саморазвития им также несвойственны.
Что показал сравнительный анализ результатов школьников и студентов колледжей
В начале работы выдвинули гипотезу о том, что мотивация старшеклассников и учащихся колледжей может различаться. Это предположение подтвердилось.
Выяснилось, что у студентов колледжей заметнее, чем у школьников, выражена познавательная мотивация и стремление к саморазвитию и самоуважению. А у школьников более выраженными оказались внешняя мотивация и нежелание учиться. Проще говоря, студенты колледжа учатся с большей осмысленностью и интересом, чем школьники.
Автор предполагает две возможные причины этого явления. Первая заключается в том, что те, кто выбирает профессиональное направление после девятого класса (то есть идут в колледж, а не в 10-й класс), понимают, для чего они учатся. Вторая — в том, что, возможно, сама среда колледжа, связанная с определённым профессиональным будущим, способствует более осознанному отношению к учёбе.
Кстати, если судить по результатам другого исследования, то можно предположить, что у ребят, которые идут в колледж после 11-го класса, мотивация иная, потому что это зачастую оказывается вынужденным, а не сознательным выбором. То есть, возможно, такой выбор делают те самые старшеклассники, у которых вообще было плохо с мотивацией к учёбе.
Что насчёт разницы в мотивации девушек и юношей
Ещё одна гипотеза, с которой автор начинала исследование, касалась разницы в учебной мотивации юношей и девушек (как в школах, так и в колледжах). У юношей более заметно выражено нежелание учиться. Это, по словам автора, согласуется с данными других исследований. А вот у девушек заметнее мотивация самоуважения.
Кстати, в прошлом году «Яндекс.Учебник» провёл исследование с целью выяснить, что мотивирует к учёбе младшеклассников.
Цифровой колледж Skillbox
Поступите и учитесь в онлайне, получите диплом о среднем профессиональном образовании в сфере дизайна или веб-разработки. Подойдёт выпускникам 9-х и 11-х классов, а также тем, кто хочет сменить профессию.
Узнать подробнее