Стали известны самые перспективные темы для корпоративного обучения
Знакомимся с ежегодным исследованием от Московской школы управления «СКОЛКОВО», проведённым совместно с сервисом Coursalytics.


merhanhaval22 / pixabay
В рамках работы специалисты опросили представителей 125 крупных российских компаний с численностью более тысячи сотрудников. В исследовании участвовали организации разной направленности — от финансового и металлургического секторов до сегмента, занимающегося производством продуктов питания.
Помимо этого, эксперты проанализировали темы и компетенции 664 курсов из 71 бизнес-школ всего мира. В фокусе — программы, открытые в 2020 году и запланированные к реализации в 2021-м.
Выяснилось, что в этом году на рынке бизнес-образования произошла смена приоритетов. Очевидно, это связано с распространением коронавируса. Например, в 2020-м абсолютное большинство школ (85%) запустило программы, связанные с лидерством. Это объясняется необходимостью повышать эффективность на фоне начавшейся пандемии. А в этом году растёт запрос на другое.
Как отмечают авторы исследования, самыми популярными среди руководителей темами в 2021-м стали управление изменениями, лидерство и маркетинг. Их запустили 72%, 63% и 50% бизнес-школ соответственно.
Особенности обучения в 2021 году
На данный момент частью универсальной лидерской практики, работающей с навыками soft skills, становятся компоненты ESG (англ. Environmental, Social and Governance — «Экология, социальное развитие и корпоративное управление»).
И хотя COVID-19 внёс определённые изменения в жизнь компаний, свыше половины участников опроса (55%) описали текущую ситуацию в своих организациях как стабильную или на стадии роста.
Основными направлениями развития стали:
- цифровая трансформация — 69%;
- снижение издержек и операционная эффективность — 50%;
- обеспечение бесперебойной работы в условиях пандемии — 34%;
- захват новых рынков и расширение клиентской̆ базы — 29%;
- организационные изменения — 28%.
Всё это неудивительно, учитывая то, что компании массово перешли на удалёнку и многие процессы пришлось экстренно переводить в онлайн-режим. В сложных условиях самым важным стало сохранение и повышение эффективности.
Тренды обучения для топ-менеджеров
Авторы исследования выяснили, какие темы корпоративных программ оказались самыми актуальными в 2021 году. Все перечисленные направления явно связаны с резкими изменениями на фоне ковида.

Кроме того, назвали проблемы и задачи в обучении руководителей, которые сегодня волнуют T&D-специалистов. Пандемия, конечно, и тут сыграла особую роль — на первый план вышел вопрос об эффективной организации занятий на дистанте. Остальные пункты типичны сами по себе.

Самые перспективные темы для корпоративных программ в 2021-м
Участники опроса рассказали и о задачах, которые ставят перед своими сотрудниками на на этот и последующие годы. Они, в свою очередь, дают представление об актуальных темах для обучения. Вот главные из них:
- обеспечение результативности в режиме удалённой работы — 63%;
- обучение и адаптация сотрудников к новым вызовам — 61%;
- меры безопасности и сохранение здоровья — 53%;
- сохранение ключевых кадров — 41%;
- оптимизация численности — 37%.
Опрошенные также назвали направления, которые потенциально могут со временем стать самыми востребованными.

Большинство компаний намерено и дальше проводить программы обучения и развития для руководителей в текущем году. Причём делать это планируется за счёт онлайн-курсов — как внутренних, так и внешних.
Ранее Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала выяснил, чему важно учить будущих предпринимателей. А Skillbox Media рассказывал, куда движется корпоративное обучение и что в нём изменила пандемия.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее