Образование
#новости

Стали известны требования к педагогам-наставникам и педагогам-методистам

Речь идёт о новых квалификационных категориях для учителей.

Об этом говорится в проекте нового порядка проведения аттестации педагогических работников. Он размещён для общественного обсуждения. В нём практически ничего не меняется по сравнению с действующим порядком аттестации, но появляются две новые аттестационные категории — педагог-методист и педагог-наставник.

Что это за категории

О том, что в школах планируется ввести новые должности, глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил в интервью «Российской газете» ещё в августе 2020 года.

По информации от Академии Минпросвещения, апробация установления категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» проходила с 1 сентября 2021 года по 1 июня 2022-го. В ней участвовали 13 регионов.

А в презентации Минпросвещения, посвящённой итогам апробации, уточнили, что новые категории будут способствовать горизонтальному профессиональному росту учителей. Идея в том, что многие учителя и так дополнительно выполняют функции методистов и наставников, но без какого-либо официального статуса, и эта неопределённость демотивирует.

В презентации также сказано, что до 30 декабря 2022-го необходимо утвердить порядок присвоения новых квалификационных категорий. Как раз его проект и подготовило Минпросвещения.

Зачем вообще проводят аттестацию учителей

Напомним, аттестация педагогов может проводиться по нескольким причинам. Во-первых, чтобы подтверждать соответствие педагогов занимаемым ими должностям. Эту процедуру они должны проходить в обязательном порядке раз в пять лет. Во-вторых, существует специальная аттестация для получения квалификационных категорий. Её педагоги проходят по собственному желанию. Сейчас к таким квалификационным категориям относятся только первая и высшая, а теперь к ним добавятся две новые — «педагог-методист» и «педагог-наставник». К аттестации для их получения допускаются учителя, имеющие действующую высшую категорию. Проводить такую аттестацию будут в тех же комиссиях, которые подтверждают первую и высшую аттестационные категории.

Новые категории, как и другие, устанавливаются сроком на пять лет. Продлению они не подлежат, поэтому после истечения срока их действия педагогу, который хочет иметь эту категорию, нужно вновь пройти аттестацию.

Каким критериям должен соответствовать педагог-методист

Чтобы получить категорию методиста, учитель должен:

  • руководить методическим объединением педагогов образовательной организации и активно участвовать в её методической работе;
  • руководить разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе инновационных программ и проектов в образовательной организации;
  • вести методическую поддержку учителей при их подготовке к участию в профессиональных конкурсах;
  • участвовать в методической поддержке педагогов, направленной на их профессиональное развитие и преодоление профессиональных дефицитов;
  • передавать опыт по применению авторских учебных и/или учебно-методических разработок.

Каким критериям должен соответствовать педагог-наставник

Педагоги, которые претендуют на категорию наставника, должны:

  • руководить практической подготовкой студентов колледжей и вузов;
  • быть наставниками для учителей и активно сопровождать их профессиональное развитие;
  • содействовать подготовке учителей, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах педагогического мастерства;
  • распространять авторские подходы и методические разработки в области наставничества в школе.

Что будет в случае отказа в присвоении новой категории или истечения высшей категории

Если аттестационная комиссия решит отказать в присвоении категории методиста или наставника, то соискатель может вновь попытаться пройти эту аттестацию не ранее чем через год.

Если же учитель получил новую категорию, но необходимая для этого базовая высшая квалификация истекает, то категории методиста или наставника всё равно у него сохранятся до окончания срока их действия, в том числе при переходе в другую организацию, даже расположенную в другом регионе.

Что эти категории дадут учителям

Когда идея введения новых аттестационных категорий только обсуждалась (кстати, тогда она выглядела несколько иначе), зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, сославшись на опрос Общероссийского народного фронта, сказала, что большинство учителей не поддержит изменения системы аттестации, если за этим не последует изменение системы оплаты труда. Напомним, Министерство просвещения работает над новой системой оплаты труда учителей, которая должна стать единой для страны (сейчас она разрозненная, в разных регионах учительская зарплата за одну и ту же работу может очень отличаться).

Дополнено 06.06.23

Минпросвещения утвердило порядок проведения аттестации педагогов.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована