Образование
#новости

Стали известны подробности введения программы «Профессионалитет»

Правда, Министерству просвещения всё ещё предстоит проработать некоторые нюансы.

Это следует из проекта постановления правительства о проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования (СПО) в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Предполагается, что программы будут конструироваться автоматически с помощью специальной цифровой платформы.

Кто будет участвовать в проекте и зачем он нужен

В документе уточняется, что эксперимент проведут в 2022–2024 годах, а его участниками станут:

  • Минпросвещения;
  • федеральные органы госвласти, которые могут становиться учредителями средних специальных образовательных организаций;
  • органы госвласти, которые осуществляют управление в сфере образования;
  • предприятия-работодатели и их объединения;
  • образовательные учреждения, которые реализуют программы среднего профессионального образования (то есть колледжи и техникумы);
  • преподаватели;
  • студенты, очно обучающиеся по экспериментальным программам (либо родители или законные представители несовершеннолетних студентов).

Цель эксперимента — создать, апробировать и внедрить автоматическое конструирование образовательных программ. Это нужно для формирования гибкой модели подготовки кадров, которая соответствовала бы скорости технологизации экономики.

Разработку такой технологии предполагается осуществить с использованием федеральной цифровой платформы по конструированию образовательных программ.

Что предстоит сделать, чтобы запустить эксперимент

В соответствии с обозначенной целью намечено несколько задач:

  • создать технологию автоматизированного конструирования учебных программ, в том числе на основе лучших практик, которые применяют предприятия-работодатели;
  • разработать и внедрить федеральную цифровую платформу — в частности, с учётом запросов конкретных работодателей;
  • формировать типовые образовательных программ;
  • усовершенствовать механизмы сетевой формы реализации образовательных программ.

Типовые программы будут определять структуру, объём и условия реализации программ, а также результаты их освоения. Пока к будущим программам только одно требование: условия реализации и планируемые результаты освоения не могут быть ниже стандартов, установленных федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

Минпросвещения разработает и одобрит типовые программы по согласованию с предприятиями-работодателями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующих учебных программ. Сделать это ведомству предписано до 1 августа 2022 года.

Кроме того, министерство вправе выбрать из числа подведомственных ему государственных учреждений то, которое разработает технологию для автоматизированного создания программ, новую цифровую платформу и типовые образовательные программы.

Кто и как будет учиться в профессионалитете

Перечень профессий, которые войдут в эксперимент, определит Минпросвещения. Ведомству предписано до 1 декабря 2021 года внести в правительство проект соответствующего распоряжения.

Принимать на обучение по экспериментальным программам предполагается в конкурсном порядке. Участвовать в конкурсе смогут студенты, которых зачислили в образовательные учреждения на соответствующие направления. Порядок их отбора Минпросвещения определит до 1 марта 2022 года. Получается, что часть учащихся станет осваивать программу в обычном порядке, а часть — в экспериментальном.

Экспериментальные образовательные программы будут отличаться продолжительностью обучения — не более двух лет для студентов, которые пришли в колледж после 11-го класса, и не более трёх лет для тех, кто поступил после 9-го класса.

По завершении образовательных программ предусмотрено проведение государственной итоговой аттестацией в форме демонстрационного экзамена. Тем, кто сдаст его успешно, выдадут дипломы о среднем профобразовании. Особенности выдачи дипломов Минпросвещения тоже должно утвердить до 1 марта 2022-го.

Финансировать экспериментальные образовательные программы предполагается из средств, выделенных на реализацию соответствующих стандартных программ.

Какие изменения ждут систему СПО

На сегодняшний день система среднего профобразования переживает масштабное реформирование, цель которого — приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка труда и сделать её более гибкой.

Напомним, в марте стало известно, что Минпросвещения планирует вдвое сократить число профессий и специальностей в колледжах за счёт их объединения и трансформации. А в мае сообщалось о том, что срок обучения в колледжах планируется сократить с четырёх до двух лет. Правда, некоторых направлений это всё же не коснётся.

Помимо этого, планируется внести изменения в практику формирования ФГОС на основе профстандартов. Основная цель — сократить избыточное госрегулирование. А ещё в апреле анонсировали завершение разработки нового макета ФГОС среднего профессионального образования.

Кроме того, в рамках программы «Профессионалитет» планируют развивать модель колледжей-заводов.

В сентябре вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что уже к 2024-му 70% российских колледжей должны уменьшить сроки обучения. Кроме того, она заявила, что с 2022/23 учебного года контрольные цифры приёма в колледжи будут устанавливать с учётом потребности разных отраслей в специалистах.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована