Это следует из проекта постановления правительства о проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования (СПО) в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Предполагается, что программы будут конструироваться автоматически с помощью специальной цифровой платформы.
Кто будет участвовать в проекте и зачем он нужен
В документе уточняется, что эксперимент проведут в 2022–2024 годах, а его участниками станут:
- Минпросвещения;
- федеральные органы госвласти, которые могут становиться учредителями средних специальных образовательных организаций;
- органы госвласти, которые осуществляют управление в сфере образования;
- предприятия-работодатели и их объединения;
- образовательные учреждения, которые реализуют программы среднего профессионального образования (то есть колледжи и техникумы);
- преподаватели;
- студенты, очно обучающиеся по экспериментальным программам (либо родители или законные представители несовершеннолетних студентов).
Цель эксперимента — создать, апробировать и внедрить автоматическое конструирование образовательных программ. Это нужно для формирования гибкой модели подготовки кадров, которая соответствовала бы скорости технологизации экономики.
Разработку такой технологии предполагается осуществить с использованием федеральной цифровой платформы по конструированию образовательных программ.
Что предстоит сделать, чтобы запустить эксперимент
В соответствии с обозначенной целью намечено несколько задач:
- создать технологию автоматизированного конструирования учебных программ, в том числе на основе лучших практик, которые применяют предприятия-работодатели;
- разработать и внедрить федеральную цифровую платформу — в частности, с учётом запросов конкретных работодателей;
- формировать типовые образовательных программ;
- усовершенствовать механизмы сетевой формы реализации образовательных программ.
Типовые программы будут определять структуру, объём и условия реализации программ, а также результаты их освоения. Пока к будущим программам только одно требование: условия реализации и планируемые результаты освоения не могут быть ниже стандартов, установленных федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
Минпросвещения разработает и одобрит типовые программы по согласованию с предприятиями-работодателями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующих учебных программ. Сделать это ведомству предписано до 1 августа 2022 года.
Кроме того, министерство вправе выбрать из числа подведомственных ему государственных учреждений то, которое разработает технологию для автоматизированного создания программ, новую цифровую платформу и типовые образовательные программы.
Кто и как будет учиться в профессионалитете
Перечень профессий, которые войдут в эксперимент, определит Минпросвещения. Ведомству предписано до 1 декабря 2021 года внести в правительство проект соответствующего распоряжения.
Принимать на обучение по экспериментальным программам предполагается в конкурсном порядке. Участвовать в конкурсе смогут студенты, которых зачислили в образовательные учреждения на соответствующие направления. Порядок их отбора Минпросвещения определит до 1 марта 2022 года. Получается, что часть учащихся станет осваивать программу в обычном порядке, а часть — в экспериментальном.
Экспериментальные образовательные программы будут отличаться продолжительностью обучения — не более двух лет для студентов, которые пришли в колледж после 11-го класса, и не более трёх лет для тех, кто поступил после 9-го класса.
По завершении образовательных программ предусмотрено проведение государственной итоговой аттестацией в форме демонстрационного экзамена. Тем, кто сдаст его успешно, выдадут дипломы о среднем профобразовании. Особенности выдачи дипломов Минпросвещения тоже должно утвердить до 1 марта 2022-го.
Финансировать экспериментальные образовательные программы предполагается из средств, выделенных на реализацию соответствующих стандартных программ.
Какие изменения ждут систему СПО
На сегодняшний день система среднего профобразования переживает масштабное реформирование, цель которого — приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка труда и сделать её более гибкой.
Напомним, в марте стало известно, что Минпросвещения планирует вдвое сократить число профессий и специальностей в колледжах за счёт их объединения и трансформации. А в мае сообщалось о том, что срок обучения в колледжах планируется сократить с четырёх до двух лет. Правда, некоторых направлений это всё же не коснётся.
Помимо этого, планируется внести изменения в практику формирования ФГОС на основе профстандартов. Основная цель — сократить избыточное госрегулирование. А ещё в апреле анонсировали завершение разработки нового макета ФГОС среднего профессионального образования.
Кроме того, в рамках программы «Профессионалитет» планируют развивать модель колледжей-заводов.
В сентябре вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что уже к 2024-му 70% российских колледжей должны уменьшить сроки обучения. Кроме того, она заявила, что с 2022/23 учебного года контрольные цифры приёма в колледжи будут устанавливать с учётом потребности разных отраслей в специалистах.