Списывающие студенты в будущем становятся нечестными работниками? Не факт!
Учёные попытались связать эти явления. Оказалось, что её нет.
vlada_maestro / shutterstock
Группа исследователей из Высшей школы экономики, Калифорнийского университета в Беркли и Стэнфордского университета предположили, что те, кто списывает на экзаменах и выдаёт чужие курсовые за свои в студенческие годы, потом ведут себя нечестно и на работе. Чтобы выяснить, так ли это, они провели исследование, в рамках которого опросили более тысячи респондентов из России.
Исследование проводилось в три этапа: когда участники опроса учились на третьем курсе, в конце четвёртого курса, и потом спустя восемь месяцев после окончания вуза. Респондентов просили выбрать последствия сначала для нечестных студентов (тех, кто списывает на экзаменах, и плагиаторов), а потом — для нечестных работников (тех, кто утаивает свои ошибки и выдаёт чужую работу за свою). Нужно было выбрать из нескольких вариантов: от полного отсутствия наказания до исключения и увольнения. Предполагалось, что человек, который предлагает не наказывать за такие поступки или ограничиться мягким наказанием, считает их вполне нормальными, а тот, кто выбирает самые строгие наказания, нетерпим к таким вещам.
Отношение к списыванию на экзаменах в целом оказалось довольно терпимым: около трети студентов посчитали, что достаточно ограничиться устным замечанием. К плагиату участники исследования относились строже. А отношение к случаям, когда сотрудник выдаёт чужую работу за свою, оказалось гораздо нетерпимее, чем к сокрытию своих рабочих ошибок (для первого проступка вариант наказания в виде увольнения выбирали в два раза чаще).
При этом те, кто негативно относился к плагиату в университете, потом так же отрицательно оценивали и представление результатов чужого труда как своего и к сокрытию своих рабочих ошибок. А вот аналогичной связи между списыванием и обманом на работе исследователи не обнаружили.
«Это может быть связано с большей распространённостью и повсеместностью списывания», — отметила Евгения Шмелёва, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, участвовавшая в проведении исследования.
С одной стороны, по мнению исследователей, эти результаты подтверждают, что существует частичная связь между академической нечестностью во время учёбы и нечестностью на работе. А значит, вузам важно формировать у студентов нетерпимое отношение к обману во время учёбы. С другой стороны, результаты показывают, насколько обыденным явлением стало списывание: такой поступок не кажется недопустимым.