Образование
#новости

Специалисты выяснили, как дистант отразился на школьном обучении в регионах

Выводы предсказуемы: оказалось, что со значительными трудностями столкнулись как учителя, так и школьники.

Центр экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС провёл опрос среди 4 тысяч респондентов из Псковской, Самарской и Ярославской областей в рамках мониторинга системы общего и дополнительного образования детей. Участниками исследования стали 22 директора школ, 2056 учителей и 2132 родителя школьников. Результаты представили 22 октября на научном онлайн-семинаре «Школа в условиях пандемии коронавируса: социологические аспекты».

Респондентов попросили рассказать о готовности к вынужденному дистанту, который ввели во время локдауна, а также об основных проблемах, которые возникли при переходе на этот формат учёбы, и изменениях в успеваемости и качестве знаний детей в этот период.

Трудности педагогов

Больше половины учителей отметили рост рабочей нагрузки из-за дистанционного формата и заявили, что в процессе возникали технические проблемы.

Источник данных: презентация «Функционирование школы в период пандемии коронавируса: результаты социологического исследования». Иллюстрация: Майя Мальгина / Skillbox Media

При этом возросло время, которое учителя затрачивают на все рабочие функции. 55% учителей понадобилось больше времени на подготовку к занятиям, а 74% ― на проверку работ, которые выполняли ученики. А 38,4% признались, что им пришлось больше общаться с родителями.

Кроме того, оказалось, что до пандемии 70% не имели опыта проведения дистанционных занятий. И только 15% раньше доводилось делать это на регулярной основе.

Большинство учителей вели занятия либо из дома, либо из дома и из школы. Но некоторые (всего 5%) могли делать это только из школы. Предполагается, что у последней группы просто не было возможности работать дома ― в частности, из-за отсутствия компьютеров или интернета. Особенно остро вопрос оснащения, конечно, стоял у сельских учителей.

Источник данных: презентация «Функционирование школы в период пандемии коронавируса: результаты социологического исследования». Иллюстрация: Майя Мальгина / Skillbox Media

Чаще всего проблемы испытывали жители сельской местности.

Проблемы школьников

Уровень оснащения ученических мест для занятий оказался гораздо выше, чем у учителей. И хотя педагоги считают, что примерно 70% детей не были готовы к удалёнке, родители думают, что этот показатель составляет только 47%. При этом от класса к классу готовность учеников возрастает. Ниже представлены ответы родителей.

Источник данных: презентация «Функционирование школы в период пандемии коронавируса: результаты социологического исследования». Иллюстрация: Майя Мальгина / Skillbox Media

Родители считают, что главной проблемой оказались не трудности с техническим оснащением, а возросшая учебная нагрузка: на дистанте не только учителям пришлось больше работать, но и дети больше времени тратили на занятия, потому что многие темы были вынуждены изучать самостоятельно.

Источник данных: презентация «Функционирование школы в период пандемии коронавируса: результаты социологического исследования». Иллюстрация: Майя Мальгина / Skillbox Media

Кроме того, выяснилось, что дети стали тратить гораздо больше времени на выполнение домашних заданий.

Источник данных: презентация «Функционирование школы в период пандемии коронавируса: результаты социологического исследования». Иллюстрация: Майя Мальгина / Skillbox Media

При этом 75% родителей заявили, что время, которое дети посвящали учёбе, значительно возросло: в будние дни показатель составил в среднем до 6 часов, а в некоторых случаях — 10 часов.

Изменения в успеваемости

Педагоги отметили, что у большинства детей ухудшились учебные успехи.

Источник данных: презентация «Функционирование школы в период пандемии коронавируса: результаты социологического исследования». Иллюстрация: Майя Мальгина / Skillbox Media

Объясняя, почему это произошло, учителя называли самые разные причины. Правда, чаще всего они считали, что дело в семьях школьников. Вероятно, педагоги ждали, что во время дистанта родители возьмут на себя существенную часть помощи с учёбой и контроля вовлечённости детей в процесс.

Источник данных: презентация «Функционирование школы в период пандемии коронавируса: результаты социологического исследования». Иллюстрация: Майя Мальгина / Skillbox Media

А по словам родителей, падение учебных результатов в меньшей степени коснулось первоклассников и учащихся 11-х классов. Скорее всего, это связано с тем, что малышам с учёбой постоянно помогали родители, а у выпускников локдаун пришёлся на период, когда они готовились к ЕГЭ, повторяя уже пройденный материал, поэтому отсутствие школьных уроков по ним не ударило. Сильнее всего ухудшилась успеваемость учеников 4–9-х классов.

Кстати, ранее соцсеть «ВКонтакте» провела опрос и выяснила, какие главные проблемы дистанта выделяют сами учащиеся. Оказалось, что это дефицит мотивации и живого общения.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована