Центр экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС провёл опрос среди 4 тысяч респондентов из Псковской, Самарской и Ярославской областей в рамках мониторинга системы общего и дополнительного образования детей. Участниками исследования стали 22 директора школ, 2056 учителей и 2132 родителя школьников. Результаты представили 22 октября на научном онлайн-семинаре «Школа в условиях пандемии коронавируса: социологические аспекты».
Респондентов попросили рассказать о готовности к вынужденному дистанту, который ввели во время локдауна, а также об основных проблемах, которые возникли при переходе на этот формат учёбы, и изменениях в успеваемости и качестве знаний детей в этот период.
Трудности педагогов
Больше половины учителей отметили рост рабочей нагрузки из-за дистанционного формата и заявили, что в процессе возникали технические проблемы.
При этом возросло время, которое учителя затрачивают на все рабочие функции. 55% учителей понадобилось больше времени на подготовку к занятиям, а 74% ― на проверку работ, которые выполняли ученики. А 38,4% признались, что им пришлось больше общаться с родителями.
Кроме того, оказалось, что до пандемии 70% не имели опыта проведения дистанционных занятий. И только 15% раньше доводилось делать это на регулярной основе.
Большинство учителей вели занятия либо из дома, либо из дома и из школы. Но некоторые (всего 5%) могли делать это только из школы. Предполагается, что у последней группы просто не было возможности работать дома ― в частности, из-за отсутствия компьютеров или интернета. Особенно остро вопрос оснащения, конечно, стоял у сельских учителей.
Чаще всего проблемы испытывали жители сельской местности.
Проблемы школьников
Уровень оснащения ученических мест для занятий оказался гораздо выше, чем у учителей. И хотя педагоги считают, что примерно 70% детей не были готовы к удалёнке, родители думают, что этот показатель составляет только 47%. При этом от класса к классу готовность учеников возрастает. Ниже представлены ответы родителей.
Родители считают, что главной проблемой оказались не трудности с техническим оснащением, а возросшая учебная нагрузка: на дистанте не только учителям пришлось больше работать, но и дети больше времени тратили на занятия, потому что многие темы были вынуждены изучать самостоятельно.
Кроме того, выяснилось, что дети стали тратить гораздо больше времени на выполнение домашних заданий.
При этом 75% родителей заявили, что время, которое дети посвящали учёбе, значительно возросло: в будние дни показатель составил в среднем до 6 часов, а в некоторых случаях — 10 часов.
Изменения в успеваемости
Педагоги отметили, что у большинства детей ухудшились учебные успехи.
Объясняя, почему это произошло, учителя называли самые разные причины. Правда, чаще всего они считали, что дело в семьях школьников. Вероятно, педагоги ждали, что во время дистанта родители возьмут на себя существенную часть помощи с учёбой и контроля вовлечённости детей в процесс.
А по словам родителей, падение учебных результатов в меньшей степени коснулось первоклассников и учащихся 11-х классов. Скорее всего, это связано с тем, что малышам с учёбой постоянно помогали родители, а у выпускников локдаун пришёлся на период, когда они готовились к ЕГЭ, повторяя уже пройденный материал, поэтому отсутствие школьных уроков по ним не ударило. Сильнее всего ухудшилась успеваемость учеников 4–9-х классов.
Кстати, ранее соцсеть «ВКонтакте» провела опрос и выяснила, какие главные проблемы дистанта выделяют сами учащиеся. Оказалось, что это дефицит мотивации и живого общения.