Образование
#новости

Сортировка школьных классов на престижные и обычные оказалась вредной

Хорошо подготовленные дети из более благополучных семей от этого почти ничего не выигрывают, а более слабые из менее обеспеченных семей проигрывают.

В школах нередко можно встретить такую практику: хотя какой-либо конкурсный отбор при приёме в первый класс запрещён законом, на деле он неофициально существует. И по факту всем родителям прекрасно известно, что есть сильные и престижные школы, а есть слабые и что даже в рамках одной и той же школы нередко классы одной параллели делятся на те, что посильнее, и «обычные» или слабые.

Подобная практика распространена, в частности, в Венгрии. Там при приёме детей в первые классы школы их распределяют по коллективам в зависимости от уровня подготовки, а по факту — в зависимости от социально-экономического статуса семьи (конечно, неформально, потому что закон этого не допускает).

Например, школа может предлагать наряду с обычной программой продвинутую и проводить перед записью в первый класс неофициальные мероприятия для знакомства с родителями и будущими учениками. А поскольку более подготовленными к школе оказываются обычно дети из семей более обеспеченных и с более высоким уровнем образования родителей (с этими детьми просто больше занимаются), то сортировка ведётся фактически по статусу семей.

В венгерских школах эта практика интересна ещё и тем, что в основном дети вплоть до восьмого класса (то есть до поступления на старшую ступень школы) учатся в одном и том же классе. Поэтому можно отследить, к чему приводит такая сортировка в дальнейшем.

Именно такое исследование недавно провели учёные. Результаты опубликованы в журнале Economics of Education Review. В работе использовались данные об обучении 630 тысяч учеников 6–8-х классов 2721 венгерской школы.

Почему детей вообще делят по уровню и статусу

Однородные классы выгодны школам по нескольким причинам:

  • Они позволяют обучать весь класс на одном уровне сложности, что может быть эффективнее в образовательном плане, чем дифференциация программы внутри одного класса.
  • Большинство учителей, конечно, предпочитают классы, где учатся более сильные ученики. Директора школ могут поощрять наиболее опытных учителей, выделяя им такие классы.
  • У администрации школ есть стимул принимать детей с высоким социально-экономическим статусом, повышая престиж учебного заведения. Для обеспеченных родителей однородные классы более привлекательны — никому не хочется, чтобы ребёнок учился с «проблемными» детьми.

Что выяснили исследователи

Авторы проанализировали данные о венгерских школьниках, участвовавших с 2011 по 2019 год в ежегодном стандартизированном национальном тесте, и обнаружили, что около 28% из 630 тысяч учились в классах, сформированных с учётом социально-экономического статуса их родителей. Информацию о характеристиках семьи исследователи тоже получили из базы данных тестирования.

Из 2721 школы более половины никогда не распределяли школьников таким образом, но это, как правило, небольшие учебные заведения с единственным классом в параллели. Среди школ с несколькими классами в параллели лишь около четверти никогда не использовали такую «сортировку», а 7,4%, судя по данным исследования, всегда распределяли учеников по классам с учётом статуса семьи. Остальные школы применяли такую практику в некоторые учебные годы.

Главной задачей исследования было выявить, как различаются результаты обучения у учащихся из разных семей в школах, в которых детей распределяют по классам с учётом социально-экономического статуса, и в учебных заведениях, где такой подход не практикуют. Для этого авторы сравнили результаты ежегодного стандартизированного теста базовых компетенций.

Результат оказался предсказуемым: в школах с «сортировкой» наблюдается более сильный разрыв между результатами детей из семей с высоким и низким социально-экономическим статусом. Дети из малообеспеченных семей и так повсюду учатся чуть хуже, но в школах, где практикуют распределение по классам, различия между разными группами выражены ярче. В таких школах учащиеся из семей с высоким социально-экономическим статусом набирают в тестах по математике на 11–38% больше, чем их ровесники из менее обеспеченных семей, а по чтению разрыв в результатах составляет 7–23%.

При этом разрыв в баллах возникает вовсе не потому, что дети из обеспеченных семей лучше учатся в школах, где их направляют в однородные «благополучные» классы. Как установили исследователи, школьники из семей с высоким социально-экономическим статусом практически ничего не выигрывают от «сортировки»: они демонстрируют одинаково высокие результаты и с ней, и без неё.

Разрыв увеличивается из-за того, что дети из небогатых семей в школах, где есть распределение, учатся хуже. В 6–8-х классах они хуже справляются с тестами по чтению и математике. Исследователи предполагают, что в таких школах более квалифицированных преподавателей назначают в классы с учениками из обеспеченных семей, а качество обучения остальных в итоге отстаёт.

Авторы исследования рекомендуют образовательным организациям сосредоточиться на уравнивании доступа к образовательным ресурсам для всех учащихся независимо от их социально-экономического статуса. Например, предоставлять педагогическую поддержку и материальное вознаграждение учителям, работающим с трудными учениками.

Сегодня во многих странах растёт уровень образовательного неравенства, которое среди прочего приводит к снижению результатов учеников по математической и читательской грамотности в PISA-2022. Ранее американские исследователи выяснили, что при большом разрыве в социально-экономическом положении дети демонстрируют худшие результаты по математике, чем школьники из тех частей страны, где доходы распределяются более равномерно.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована