Образование
#статьи

Соня Смыслова — о том, как проектировать качественное обучение при ограниченных ресурсах

Времени и денег становится меньше, горизонт планирования сужается — а образовательные программы создавать по-прежнему надо. Как?

Кадр: сериал «Офис» / NBC Universal Television Studio

В июле 2022 года прошёл митап под названием «Как развивать сотрудников, когда учёба явно не в приоритете», организованный экспертами из LLLab, Esprezo, Pobudilnik, Ikra Group и School of Education. Спикеры рассказали о новых вызовах, с которыми они столкнулись, обсудили форматы и методы корпоративного обучения и другие актуальные темы.

Куратор и программный руководитель School of Education в Universal University Соня Смыслова посвятила своё выступление теме «Как стратегически управлять качеством образования, когда горизонт неясен?». Соня рассказала о модели управления качеством, которую сама использует при проектировании образовательных программ, и о том, как эта модель поможет планировать обучение в кризисной ситуации. Приводим ключевые тезисы спикера.

Соня Смыслова
Кадр: видео с конференции «Как развивать сотрудников, когда учёба явно не в приоритете»

Что такое «качество» как система координат

Вначале Соня Смыслова пояснила, как важно в понятие «качество обучения» закладывать не только бизнес-метрики, но и опыт, который студент переживает во время обучения, его впечатления. Она рассказала, как это делают в Universal University. Там при проектировании образовательных программ используется фреймворк, разработанный британским Агентством по обеспечению качества высшего образования (The Quality Assurance Agency for Higher Education).

В этом фреймворке структура программы обучения состоит из трёх частей: желаемые результаты, практики их достижения и практики поддержки. И всё это существует в двух равноправных аспектах:

  • зона содержания рассматривает квалификацию и компетенции студента, которые он приобретёт в результате обучения;
  • зона формы описывает опыт студента, получаемый в процессе обучения.

По мнению спикера, именно зоне формы в образовательных программах зачастую уделяют недостаточно внимания. То есть качество измеряется в достижениях — например, в доле студентов, которые трудоустроились по окончании курса. Но при этом из виду упускается образовательный опыт студента, а также методы и практики, которые помогают его улучшать.

Например, в зоне содержания программа профессионального IT-курса может строиться так:

  • Ожидаемый результат — через четыре месяца обучения студент может занять джуниор-позицию в IT-компании.
  • Практики достижения этого результата — занятия со специалистами из индустрии.
  • Практики поддержки — создание методической лаборатории, которая будет обучать специалистов преподаванию.

Однако, если сосредоточиться только на этом, можно в итоге получить выпускника, выгоревшего от интенсивного обучения и вообще не желающего работать по специальности. По словам спикера, это нередкая ситуация на профессиональных курсах. Чтобы её избежать, нужно учесть и зону формы:

  • Ожидаемый результат — студент получает вдохновляющий опыт, заряжается интересом и желанием развиваться в профессии.
  • Практики достижения — серия постепенно усложняющихся задач или проектов, чтобы студент привыкал к нагрузке.
  • Практики поддержки — мастерская, где разрабатываются соответствующие задания для студентов.

Такой подход к управлению качеством, по мнению Сони Смысловой, помогает создавать сбалансированные программы для любых форм обучения и уровней образования. Однако в ситуации, когда обстоятельства изменяются очень быстро и горизонт планирования становится коротким, возникают определённые сложности.

Сложности кризисного планирования и способы с ними справиться

Спикер назвала три главные трудности управления качеством в кризисный период.

1. Не хватает времени для проверки гипотезы

По словам Сони, система, описанная выше, основана на гипотезах. Например, можно провести анализ рынка и предположить, что результат в виде трудоустройства актуален для студента IT-курсов. Но, как отмечает она, это всего лишь гипотеза: «Мы на самом деле не можем на сто процентов сказать, что мы в этом уверены. Как меняется реальность: сегодня важно, завтра ― нет».

То же самое относится к практикам достижения и поддержки. Можно тщательно всё продумать, но в процессе окажется, что на их применение не хватит денег или времени, — или же сам результат потеряет актуальность.

Соня Смыслова
Кадр: видео с конференции «Как развивать сотрудников, когда учёба явно не в приоритете»

По словам Сони, удобные возможности для проверки гипотезы бывают не так часто, особенно если речь идёт об общеобразовательных программах. А в ситуации кризиса времени на проверку может не быть и в профессиональном образовании, в том числе в EdTech, где цикл обучения более короткий.

Что делать. Спикер предлагает, во-первых, пересмотреть ожидаемый результат — выделить только самое важное и значимое, то, чего непременно нужно достичь. При этом становятся ключевыми два параметра: финансовые показатели и запросы студента.

Во-вторых, Соня считает, что в кризисной ситуации имеет смысл отдавать предпочтение тем проектам, которые можно реализовать наиболее быстро и дёшево. В отношении больших и сложных проектов возрастает риск, что воплотить их по разным причинам не удастся.

Период нестабильности, как отмечает Соня, вообще не очень хорошо подходит для экспериментов. Поэтому, выбирая практики достижения и поддержки, полезнее обратиться к уже известным, проработанным вариантам — найти самые подходящие и, насколько это возможно, адаптировать их под свои цели.

Соня подчеркнула, что всё это — временные меры: когда кризис пройдёт, можно будет вернуться к экспериментам и пересмотреть приоритизацию, заняться сложными и интересными проектами. А пока такие решения помогут сфокусироваться на самом важном и сохранить качество образовательных программ.

2. Нужно достигать того же результата обучения быстрее

Ещё один вызов, затрудняющий проектирование обучения во время кризиса, — возросшие требования к эффективности. Если в обычной ситуации образовательный результат достигается, например, за четыре месяца, то в условиях экономической турбулентности возникает запрос на результат месяца за три.

Что делать. Здесь, как считает Соня, не обойтись без корректировок какой-либо части системы — результата, практик достижения или практик поддержки. Чтобы выбрать самое подходящее решение, спикер рекомендует обратиться к простой матрице с двумя осями:

  • Эффективность — соотношение затрат и результата. Под результатом понимаются целевые показатели образовательной программы — итоговые баллы студентов, процент доходимости или трудоустройства и так далее. Чем меньше затраты и чем выше результат — тем лучше.
  • Репутация — соотношение положительных и отрицательных отзывов. Это могут быть упоминания в соцсетях, готовность рекомендовать программу другим (NPS) — в общем, всё, что говорит об отношении студентов.

Для начала стоит определить позицию вашей программы относительно этих двух параметров.

Источник данных: School of Education / презентация Сони Смысловой

Самые эффективные программы требуют мало затрат и получают хорошие отзывы. Самые неэффективные стоят дорого и при этом имеют не лучшую репутацию. И между ними, конечно, существует множество промежуточных вариантов.

Матрица подскажет, в каком направлении можно пойти на компромиссы, а где нужны улучшения. Скажем, если вы тратите мало и отзывы в основном отрицательные, то стоит обратить внимание на то, чем обучение не устраивает студентов. Возможно, дело в форматах, преподавателях, уровне сложности или в чём-то ещё — стоит выявить проблему и поработать над её устранением.

Когда обучение нравится студентам, но результат требует слишком больших затрат, в кризисной ситуации это тоже может стать проблемой — например, если текущие источники доходов исчезнут. Тогда стоит поразмыслить над тем, как повысить эффективность программы.

Определив направление, Соня Смыслова рекомендует заняться моделированием — продумать разные варианты изменений и представить, как каждое из них повлияет на текущее положение дел. Например, что будет, если увеличить поток на курсе с 50 человек до 100? Как это изменит опыт обучения, каким образом повлияет на результат, расходы и доходы?

По словам спикера, здесь важно соблюдать баланс и очень осторожно подходить к вариантам, которые требуют увеличения затрат или способны привести к ухудшению репутации.

«В какой-то момент мы вернёмся к более-менее нормальной реальности — но мы уже потратили кучу денег, нас уже никто не любит. И это уже будут наши личные кризисы, наша личная проблема», — предупреждает Соня Смыслова.

Она рекомендует чётко разграничить статьи расходов: от одних можно совсем отказаться, другие — урезать, а третьи обязательно сохранить, чтобы не «просесть» в показателях результата или отношения студентов.

3. Смещение фокуса на жёсткую эффективность приводит к выгоранию

Ещё одно важное предупреждение, прозвучавшее в выступлении Сони Смысловой: нельзя сводить всё только к бизнес-показателям, это плохо скажется на команде разработчиков программы. Образование, даже в его коммерческом виде, — всегда социально ориентированная деятельность, очень важная и ответственная задача. Если в кризисной ситуации образовательная организация сместит фокус с выполнения этой задачи только на достижение бизнес-показателей, это может демотивировать сотрудников. Например, из-за отмены каких-то хороших и полезных, но малоприбыльных программ сотрудники, вдохновляющиеся своей работой и понимающие её ценность, начинают ощущать выгорание.

Чтобы в кризисной ситуации не сложилось впечатление, будто оптимизация портфеля образовательных программ свелась к избавлению от социально полезных и сохранению только бизнес-эффективных, в идеале всегда нужно для каждой программы ещё при её разработке формулировать как бизнес-результаты, так и результаты в социальном аспекте. Ведь каждое обучение как-то меняет жизнь людей, даёт им новые возможности, заполняет какую-то брешь в профессиональной области. В корпоративном обучении результаты можно связать с социальной ответственностью компании в целом.

Практики достижения, как отметила Соня, тоже могут быть более или менее значимыми в социальном аспекте. И среди прочих равных стоит выбирать те, которые в большей степени вдохновляют ваших сотрудников.

Ещё одна рекомендация от спикера — заботиться о ментальном здоровье команды разработчиков. В кризисной ситуации это как никогда важно.


Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована