К такому выводу пришли учёные из Великобритании. Участниками исследования стали 59 детей в возрасте от 11 до 15 лет из 6 школ в Кембриджшире, Хартфордшире и Лондоне. У 32 их них была диагностирована дислексия.
Как проводили исследование
В своей работе учёные проверили, как на скорость чтения влияют дополнительные пробелы в тексте, а также использование цветных накладок (имеется в виду что-то вроде прозрачных цветных плёнок, которые накладываются поверх страниц). Отмечается, что это первое исследование, посвящённое изучению влияния этих адаптаций. Работа опубликована в журнале Research in Development Disabilities.
Детей просили прочитать вслух четыре текста с разными интервалами между буквами (стандартными и большими), а также с использованием цветных накладок или без них. Учёные также проследили, как это влияет на изменение количества ошибок при чтении.
Какие выводы сделали учёные
Выяснилось, что большие пробелы увеличивают скорость чтения. Причём у детей с дислексией она в среднем возрастает на 13%, а при отсутствии этого нарушения — на 5%. К тому же при увеличенных интервалах дислексики делали меньше ошибок — уменьшалось число слов, которые дети пропускали или читали неправильно.
Учёные считают, что дополнительные пробелы помогают лучше распознавать буквы за счёт снижения так называемого эффекта скученности, который может снижать скорость чтения.
Авторы исследования отметили, что его результаты помогут в работе многим учителям, ведь увеличение интервалов между буквами благотворно влияет на всех детей. А добавить их в раздаточные материалы не так сложно. Более того, если применять такой подход, это не заставит детей с дислексией чувствовать себя не такими, как все, ведь педагогам не нужно будет адаптировать материалы специально для них.
Если говорить о цветных накладках, то их использование не дало заметного эффекта. Правда, как утверждают исследователи, это может быть связано с тем, что дети читали не слишком длинные тексты, а воздействие смены цвета не всегда проявляется при чтении длительностью менее десяти минут. Тем не менее текст с разными цветами дети просто могут читать с бо́льшим удовольствием, считают авторы исследования. Так что положительное влияние цвет в любом случае оказывает.
Ранее шведские учёные обнаружили другой способ помочь детям с трудностями в чтении. Оказалось, что скорость чтения и запоминание улучшает мерцание экранов.