Об этом заявил общественный омбудсмен в сфере образования Амет Володарский, принявший участие в экспертной дискуссии ВЦИОМ на тему «Патриотизм для самых маленьких: роль средней школы в формировании исторической памяти молодого поколения». Мероприятие прошло 13 мая в пресс-центре ТАСС.
О какой инициативе речь
19 апреля глава Минпросвещения Сергей Кравцов в ходе первого Всероссийского школьного исторического форума «Сила — в правде!» рассказал, что с нового учебного года занятия по истории станут проводить уже с первого класса. Правда, позднее выяснилось, что это всё же будут не отдельные уроки истории, а просветительские программы, которые впишут в занятия по другим предметам или дополнительное образование.
Чуть позже ВЦИОМ провёл опрос среди родителей и учителей на тему того, как они относятся к этой инициативе. Оказалось, что её поддерживают 54% педагогов и 51% родителей детей, которые уже ходят в школу. А среди тех, кто только собирается отдать ребёнка в первый класс, — 57%.
Что сказал омбудсмен
Володарский усомнился в том, что общество позитивно воспримет инициативу Минпросвещения.
«Я предвижу социальное напряжение. А если в том виде, в котором сейчас предлагает Минпросвещения, с первого класса будут введены эти уроки, то, во-первых, это будет напряжение в образовательном сообществе, в первую очередь среди педагогов, потому что <…> количество, скажем так, запросов к учителю с каждым годом растёт. У нас с появлением нового министра просвещения, который пришёл из Рособрнадзора, который фактически ни одного дня не проработал в школе, увеличилось количество требований к учителю», — отметил он.
По мнению эксперта, такая нагрузка усиливает профессиональное выгорание педагогов. Кроме того, инициативой могут быть недовольны и родители.
«Мне кажется, что мы опять соединили тут две вещи — историческую науку и патриотизм. И ещё добавили сюда специальную военную операцию. Мне кажется, что это три совершенно разных понятия, и как-то всё это в одну догму мы умудрились собрать. И, возможно, это приведёт к тому, что родители, совершенно очевидно, не поймут, что вообще от детей хотят», — отметил омбудсмен.
Амет Володарский полагает, что если говорить об историческом просвещении ребёнка с первого класса и о патриотическом воспитании, то эти вопросы стоит разделить на три составляющие — концептуальную, экономическую и правовую.
Говоря о концептуальной части, спикер отметил, что пока неясно, кто именно и что будет преподавать.
«Общественно-профессиональным сообществом не обсудили контент и причинно-следственную связь — для чего мы вдруг сейчас ни с того ни с сего решили ввести такой предмет? Где та грань между, скажем, просвещением и пропагандой? Уровень критического мышления взрослого человека, в зависимости от его образования, в зависимости от вообще интересов, позволяет дипломатично взрослому человеку не реагировать на какие-то вопросы, связанные с фейками, пропагандой и так далее. А у ребёнка такого навыка нет», — резюмировал общественный омбудсмен.
Причём не факт, что у взрослых будет возможность проконтролировать, какой именно материал преподают их детям в школе. Всё это, по мнению эксперта, может подталкивать всё больше родителей к выбору семейной формы образования, которая и так набирает популярность.
Спикер также добавил, что, по мнению некоторых психологов, уроки для начальной школы, которые должны привить патриотизм, в итоге могут дать обратный эффект.
Говоря об экономической составляющей, эксперт привёл минимальную стоимость введения таких уроков без учёта учебников, прочих материалов и налогов. По его словам, если допустить, что в младших классах каждой школы добавят по одному такому уроку в неделю, то ежегодно потребуется дополнительно тратить не менее 2 млрд рублей на зарплаты учителей. Эксперт напомнил, что при этом в российских школах не решено множество более насущных вопросов, связанных с учебой в три смены и отсутствием тёплых санузлов. Рассуждая о правовом факторе, Володарский напомнил, что школа должна быть вне политики.