«Школа без желания — это школа насилия»
Идейный сторонник человекоцентрированного образования Владимир Погодин делится мыслями об этом подходе.
Andrea Piacquadio / Pexels / Raghav Bhasin / Unsplash / Ljupco Smokovski / Shutterstock / Annie для Skillbox
Краткая справка
Владимир Погодин — учитель информатики и координатор цифровой трансформации Новой школы.
- Педагогический стаж с 2004 года, учитель высшей квалификационной категории.
- Автор популярной серии пособий для начальных классов «Математические разминки».
- Окончил Московский государственный институт электроники и математики (инженер), МГГУ им. Шолохова (учитель информатики), МГПУ (менеджер образования) и «Шанинку» (магистр психологии).
- В 2009 году стал финалистом конкурса «Учитель года Москвы», в 2018 году — абсолютным победителем всероссийского конкурса «iУчитель».
- Делится на личной странице в Facebook* мыслями о том, какой должна быть настоящая человекоцентричная школа и как её построить. С разрешения автора публикуем несколько тезисов. Один из основных постов этой серии можно прочитать здесь.
О желании
Чтобы получилась человекоцентрированная школа, нужны желания — и учителей, и учеников. Школа без желания — это школа насилия. Деятельность приходит потом, после желания. «Делайте что хотите» — это совсем не синоним ничегонеделания, скорее наоборот. А для того, чтобы делать, что хотеть, нужно, чтобы было из чего выбрать. Нынешний учебный план бесчеловечен ровно потому, что он назначает последовательность и сроки для того, чтобы что-то изучать, без выбора, гибкости и готовности к неудаче.
О самопроявлении
В самопроявлении, лежащем в основе личностного роста, есть важная особенность: оно спонтанно и непредсказуемо. Для него можно создать условия, а запрограммировать, чтобы оно было каким-то конкретным, нельзя. При этом самопроявление происходит, если эти условия созданы. А вот как и когда происходит — неподвластно внешнему воздействию.
Человекоцентрированная школа, основывающаяся не только на обучении и развитии, но и на личностном росте, может создавать условия для того, чтобы человек становился ближе к самому себе. И краеугольным камнем здесь является то, что назначить, каким человеку быть собой, извне нельзя вообще. Этому процессу можно довериться. И вот такое доверие и создаёт школу, центрированную на человеке.
О понимании
Ещё один вполне рабочий инструмент человекоцентрированной школы — понимание ученика, когнитивное и эмпатическое. И критерием здесь выступает вовсе не то, что взрослые думают, как хорошо они понимают детей. Тут, скорее, геенна огненная, особенно когда это понимание начинает ученику навязываться. Критерий — переживание самого ученика: «Да, меня понимают».
О принятии
Продолжая про человекоцентрированную школу. Она резко отличается от обычной школы совершенно обычным рабочим инструментом: там практикуется принятие. И принятие самого человека, и принятие его переживаний, и принятие его возможного неуспеха в той деятельности, что он выбрал. Низкая оценка за то, что не получилось — синоним неприятия. За ошибки в школе наказывают, так или иначе.
Я много раз слышал от разных педагогов, что как же так, ведь принятие человека таким, какой он есть, ведёт к закукливанию и отсутствию причин для движения вперёд. Вполне правдоподобно, а на практике буксует. По сути, наблюдается обратная картина — неприятие закукливает человека в цепи защит, которые помогут ему пережить напасть под названием «школа», но толком не прожить её.
Принятие человека — одно из условий, обеспечивающих его рост. Про это давным-давно знают психологи, а вот учителя…
О навыках
Я думаю, что развитие навыков, как «мягких», так и «жёстких», не является целью в человекоцентрированной школе. Личность гораздо больше совокупности навыков, а личностное учение гораздо глубже. Выбор там — это не выбор из возможностей себя, это выбор себя. Хотя эффект овладения навыками будет наблюдаться.
А соблазн велик — из навыков можно делать разнообразные структуры и модели, мерить динамику их развития и так далее. Да и оценки…
О внутреннем фокусе
Одна из ключевых ценностных особенностей человекоцентрированной школы — это внутренний фокус, внимание к себе, соотнесение с внутренним. В этой школе не скажут: «Ты совершаешь выбор, значит, ты несёшь ответственность». Такого рода фразы сами по себе указывают на внешний фокус. Это вовсе не означает, что существует выбор без ответственности, но на ней не ставится акцент. Акцент здесь на чувствовании и понимании, насколько этот выбор твой, и что можно извлечь из последствий этого выбора, какой отклик изнутри на эти последствия. Смысл в человекоцентрированной школе не конструируется, он проявляется изнутри в атмосфере безусловного доверия к этому процессу и его результату.
Об искренности
И о ещё одном в человекоцентрированной школе. Том, с чего она начинается и чем постоянно сопровождается. Достоверной реальности тех, кто там работает. У этого явления много синонимов — подлинность, конгруэнтность, даже искренность, но главное, что это — деятельность, а не состояние. Это работа с самим собой, миром собственных переживаний, их доступностью для осознания в каждом моменте собственной реальности. Педагогические, психологические и прочие ролевые маски тут не прокатывают. Принимать и понимать может только настоящий, не фальшивый и не играющий кого-то. Это — та самая постоянная работа, которая создаёт человекоцентрированную школу и вдыхает в неё жизнь и устойчивость.
О роли учителя
Чем занимается учитель в человекоцентрированной школе? Да, что он делает?
Он создаёт и поддерживает контакт. С собой и с учеником.
Он слушает ученика, принимая его переживания, и выражает это принятие, создавая принимающую атмосферу.
Он понимает ученика, эмпатически и когнитивно, и высказывает это понимание.
Он создаёт образовательные интеракции и приглашает туда ученика.
Он наблюдает за изменениями в себе и ученике и откликается на эти изменения.
Он вновь и вновь поднимается по спирали образовательных отношений, повторяя цикл: контакт с собой — контакт с учеником — принятие — понимание — интеракция — отклик.
Об ученике
Что делает ученик в человекоцентрированной школе? Похожее на то, чем занимается учитель.
Он вступает в контакт с учителем, другими учениками и собой. Контакт с собой на первых порах получается гораздо труднее, собственно, одна из целей такой школы — это обретение учениками устойчивого контакта с собой.
Он высказывает свои переживания, находясь в атмосфере принятия.
Он встречается с ситуациями, когда его понимают, эмпатически или когнитивно, и откликается на них.
Он участвует в образовательных интеракциях с учителем и другими учениками, вступая с ними во взаимодействие, творя процесс и результаты своего учения.
Он рефлексирует изменения в себе и предъявляет их, углубляя контакт с собой.
Он вновь и вновь вступает в разные отношения, опирается на опыт этих отношений и развивает мировоззрение, актуализируя образ себя.