Образование
#Руководства

С чего начать, создавая свой первый онлайн-курс

Руководство для новичков: как сформулировать концепцию, определить целевую аудиторию и грамотно структурировать учебный материал.

Meery Mary для Skillbox Media

На вебинаре Skillbox для начинающих методистов Татьяна Сукманская рассказала о важных моментах, которые точно нельзя упустить в начале работы. Мы записали её советы.

Краткая справка

Татьяна Сукманская — разрабатывает онлайн-курсы в Школе управления «Сколково». Создала собственную школу и акселератор для food-стартапов «Школа гастрономического бизнеса».

Команда образовательного проекта

В создании, продвижении и поддержке курса, как правило, заняты несколько специалистов, которые выполняют ключевые задачи. Таких незаменимых ролей в команде обычно шесть:

  • Продюсер, он же менеджер проекта. Это человек, который организует все рабочие процессы, ставит задачи и отвечает за то, чтобы они выполнялись.
  • Эксперт — носитель научных или практических знаний. Например, учёный-биолог, если вы делаете курс по биологии, или шеф-повар, если речь идёт о кулинарном курсе.
  • Методист — специалист, который знает, как человеческий мозг воспринимает и усваивает информацию, как проходит процесс обучения в разном возрасте, владеет образовательными приёмами и методиками. Методист помогает эксперту структурировать его знания и опыт, представить их в удобном и понятном для студентов виде.
  • Маркетолог — изучает рынок и аудиторию будущего курса, помогает определить, для кого именно создаётся образовательный продукт. От результатов маркетинговых исследований может зависеть не только позиционирование и продвижение, но и наполнение курса.
  • Дизайнер — занимается визуальным оформлением, помогает «упаковать» курс так, чтобы студентам было удобно получать информацию.
  • Специалист технической поддержки — отвечает за работу LMS-платформы и всех необходимых технических инструментов.

Это не значит, что для создания курса непременно нужно шесть специалистов. На маленьких проектах какие-то роли зачастую совмещает один человек — скажем, продюсер и маркетолог. Или, наоборот, несколько специалистов выполняют схожие функции, распределяя задачи между собой: например, над курсом могут работать несколько экспертов или методистов.

Концепция курса

В концепции заключается главная идея и краткое описание продукта, который вы создаёте. Сформулировать концепцию помогут ответы на четыре вопроса:

  • Кого учим?
  • Зачем им учиться?
  • Чему учим?
  • Какие конкурентные преимущества заложены в курс?

На ответах будет строиться содержание и структура курса, а также стратегия продвижения.

Пример концепции: смешанная (то есть сочетающая офлайн- и онлайн-форматы обучения) образовательная программа длительностью два месяца, посвящённая подготовке к публичным выступлениям.

  • Кого учим? Студентов и школьников, владельцев стартапов, спикеров, которые выступают на конференциях и других мероприятиях.
  • Зачем им учиться? Чтобы повысить успеваемость, получить инвестиции, побороть стеснение при выступлениях.
  • Чему учим? Риторике, поведению на сцене, импровизации.
  • Какие конкурентные преимущества заложены в курс? Каждый урок студенты практикуют выступления друг перед другом, а в финале курса выступают в «Олимпийском».

Целевая аудитория

С ответа на вопрос «Кого мы учим?» анализ целевой аудитории только начинается. Далее необходимо задуматься над следующими вопросами:

  • Что мы знаем о нашей аудитории?
  • Какие у её представителей проблемы и интересы?

Очень полезной будет информация о социально-демографических характеристиках (возраст, пол, место проживания, уровень дохода). Эти данные нужны, чтобы правильно выстроить ценообразование и таргетировать рекламу вашего образовательного продукта.

Однако в первую очередь важно изучить мотивы потребления: что человек желает получить, какие у него потребности. Овладеть английским языком для того, чтобы общаться в путешествиях, может хотеть и студентка из провинции, и пенсионер из столицы. То есть у них будут схожие мотивы при совершенно разных социально-демографических характеристиках.

Именно мотивы потребления используются при конструировании самого курса. Если вы выяснили, что ваша аудитория заинтересована именно в английском для путешествий, вы можете добавить в курс соответствующие материалы или полностью посвятить его этой теме. Также зацепки, основанные на мотивах потребления, стоит добавлять в рекламу и на лендинг.

Наглядно представить задачи, выгоды и боли студента, а также решения, которые мы можем ему предложить, поможет специальная таблица. Следует заполнять её, начиная с правой стороны: сначала посмотреть с точки зрения студента, а уже затем придумать, как лучше всего ответить на его запросы.

Пример заполнения таблицы для курса по ораторскому мастерству. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media. Источник: Татьяна Сукманская

Для исследования аудитории можно применять разные методы.

  • CustDev, глубинные интервью. Это самый верный способ глубоко изучить целевую аудиторию, но при этом он занимает много времени. Например, у нас есть идея: запустить трёхнедельный курс ораторского мастерства и назначить ему цену 10 000 рублей. Чтобы проверить, насколько такой продукт будет востребован, нужно опросить 5–10 человек, которые потенциально могут быть в нём заинтересованы: учился ли опрашиваемый в онлайн-формате, есть ли у него проблема, которую может решить ваш курс, интересна ли ему тема, каков его уровень дохода. На основе полученной информации вы сможете принять решение о запуске курса или поиске другой концепции. Однако не всегда ответов нескольких людей достаточно для однозначного решения, а опрос 50–100 человек — очень ресурсозатратная процедура. Подробнее об этом методе исследования аудитории можно прочесть в книге Роберта Фитцпатрика «Спроси маму».
  • Анализ поисковых запросов с помощью Wordstat и Google Trends. Поисковые системы «Яндекс» и Google собирают статистику запросов пользователей. Эти данные отражают проблемы, решение которых люди ищут в интернете («как переустановить Windows», «как настроить гитару»), а также их интересы («античная философия», «теория струн»). Этим можно воспользоваться, чтобы проверить, заинтересует ли потенциальных студентов выбранная вами тема.
  • Отчёты образовательных компаний. Многие EdTech-компании публикуют статистику или рассказывают о своих продуктах на официальных сайтах или в соцсетях, в публикациях в медиа. С помощью таких материалов можно оценить, насколько рынок насыщен образовательными продуктами по интересующей вас теме и востребованы ли они.

Структура обучения

Структура образовательного курса тесно связана с понятием результатов обучения. Также часто используется английский термин learning outcomes. Это знания или навыки, которые студенты должны приобрести, выполнив определённое задание, пройдя урок, курс или программу.

Чтобы правильно проложить студенту путь от начала до конца курса, необходимо продумать, что он должен сделать на каждом уроке, чему научиться, какого результата добиться. Например, один из результатов обучения на курсе ораторского мастерства — умение выступать перед большой аудиторией. А в результате первого урока студент научится распознавать слова-паразиты и поймёт, как от них избавиться.

Результаты обучения не стоит путать с целями обучения (английский термин — learning objectives). Если результаты связаны с потребностями и достижениями студента, то цели ставит перед собой преподаватель. Например, рассказать студентам, что такое слова-паразиты, дать соответствующие упражнения и организовать тренировку перед классом.

Как цели обучения соотносятся с результатами обучения

Цели обучения Результаты обучения
В рамках курса преподаватель: К концу курса студенты:
Познакомит студентов с набором
типичных ошибок в публичных выступлениях
Выявят свои главные ошибки
в публичных выступлениях
Расскажет о форматах выступлений
и о взаимодействии с разной аудиторией. Покажет различные подходы к процессу подготовки выступлений
Научатся готовиться
к выступлениям разного формата (лекции, устному экзамену, питчу, презентации, переговорам)
Продемонстрирует основные принципы создания красивых
и продающих презентаций
Научатся делать красивые
и эффективные презентации
Поможет подготовиться к финальному выступлению Защитят свой проект и выступят перед
большой аудиторией экспертов по
публичным выступлениям

При проектировании образовательного опыта следует ориентироваться в первую очередь на результаты студентов. А в этом поможет таксономия Блума — схематическое изображение того, как человек воспринимает информацию и оперирует ей. Эту схему создал коллектив учёных из Чикагского университета, возглавляемый педагогическим психологом Бенджамином Блумом.

Шесть уровней учебных целей по Б. Блуму — версия 2001 года. В классической версии 1956 года уровни располагались так: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Инфографика: Евгений Рыбкин / Skillbox Media

Эта иерархия мыслительных процессов помогает определить, каких результатов обучения стоит добиваться на каждом этапе усвоения информации. Применительно к любому курсу эти результаты можно описать с помощью следующих глаголов:

  1. Знание — составить список, выделить, показать, рассказать.
  2. Понимание — описать, объяснить, определить признаки, сформулировать иначе.
  3. Применение — применить, проиллюстрировать, решить.
  4. Анализ — проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.
  5. Синтез — создать, придумать дизайн, разработать, составить план.
  6. Оценка — представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

От этапа и желаемого результата обучения зависит, какие материалы и задания следует давать студентам на каждом уроке. Наглядно представить структуру курса поможет карта образовательного продукта — таблица, в которой для каждого учебного блока, модуля или урока указывается:

  • цель обучения («научить…», «ознакомить…», «закрепить…»);
  • результаты обучения (что узнает и чему научится студент);
  • тема блока/урока/модуля (детализация по отдельным блокам обучения);
  • форма коммуникации со студентами (синхронная, когда студенты все вместе занимаются с преподавателем, или асинхронная, предполагающая самостоятельную работу в удобное для студента время);
  • форматы проверки знаний (тест, контрольная работа, защита проекта).

Бизнес-план проекта

Определившись с концепцией, целевой аудиторией и структурой будущего курса, можно приступать к расчётам бюджета и производству образовательного продукта.

Следует помнить, что, помимо производственных затрат на копирайтинг и запись видео, зарплаты сотрудникам и гонорар экспертам, в расходы, как правило, входят траты на продвижение, плата за использование технических платформ и инструментов, а также аренду помещений (если ваш курс сочетает онлайн- и офлайн-форматы).

Доходы же обычно складываются из продаж и рекламных интеграций.

Что касается сроков создания онлайн-курса, то это во многом зависит:

  • от состава команды (укомплектованный коллектив справится быстрее, чем пара человек, которые выполняют по несколько ролей);
  • от занятости эксперта;
  • от особенностей производства (простой курс в формате чат-бота в Telegram можно сделать гораздо быстрее, чем курс, сочетающий разные форматы, платформы, инструменты и так далее).

На этапе запуска разумно будет сократить затраты ресурсов, насколько это возможно, иначе вам придётся долго ждать окупаемости. Иногда курс и вовсе может не взлететь, и вы потратите деньги и время зря. Соберите простой лендинг на бесплатном конструкторе, проводите вебинары вместо профессиональной записи видеороликов — убедитесь, что тема действительно востребована у аудитории, и только потом переходите к улучшению курса.



Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована