Ротация педагогов в образовании: что это за подход и действительно ли он работает
Этот механизм используют в Азии, да и у нас о нём заговорили. Суть в том, что учителя или директора часто переводят из школы в школу. Но зачем?
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое ротация и какие у неё есть особенности;
- почему в Японии считают этот механизм справедливым для всех и какие бонусы получают от ротации учителя в Корее;
- как в Китае ротация привела к снижению мотивации учителей;
- подойдёт ли этот механизм для России;
- чем принудительная перемена школ грозит педагогам.
Мы часто слышим о доступном и качественном образовании для всех — сегодня это одна из главных задач не только в России, но и во всём мире. В некоторых странах эту проблему решают радикально и вводят ротацию учителей или администраций учебных заведений.
Что это означает? Проработав определённый срок в одной школе, учитель или директор переходит на работу в другую — при этом новое место выбирает не он, а, например, министерство образования, особый совет или департамент при администрации округа. Такая практика появилась ещё в ХХ веке и распространяется пока что в странах Азии. Хотя в каждом государстве свои особенности, общие черты всё же можно выделить:
- причиной введения ротации чаще всего является желание уравнять возможности для всех учащихся, сделать качественное образование доступным;
- ротация является обязательной частью работы в образовательной системе;
- сроки работы в конкретном учебном заведении составляют 3–7 лет (бывают, правда, и исключения);
- опытных и сильных специалистов обычно направляют в школы послабее (или подальше);
- ротация имплементируется там, где между школами уже есть отношения — например, в Сингапуре школы образуют своеобразные комплексы, а в Китае городские и сельские школы договариваются о партнёрстве.
Конечно, в каждой стране свой опыт — разберём его подробнее.
Как работает ротация в разных странах
Япония
В стране политика ротации учителей действует уже несколько десятилетий. Учителя в Японии редко работают в одной государственной школе дольше 3–5 лет, их систематически переводят на работу из школы в школу. По-японски это явление называется Jinji idou. Ротация обязательна, и управляет процессом совет по образованию при префектурах — именно он решает, когда и в какую школу стоит перевести учителя.
Японцы полагают, что ротация помогает делать систему образования более справедливой и однородной по качеству преподавания: избегать скопления сильных педагогов в определённых учебных заведениях, обеспечивать учащихся из разных районов и населённых пунктов равными возможностями для обучения.
Разработку политики ротации учителей японские власти начали ещё в пятидесятых, а в начале шестидесятых система была введена уже официально. С тех пор она многократно дополнялась и совершенствовалась. Сейчас в Японии ротируют не только учителей, но и директоров и прочих сотрудников школьной администрации.
Хотя правила перевода и сроки, по истечении которых работу нужно сменить, могут отличаться в разных регионах, политика охватывает всю страну:
- Ротация происходит в пределах префектуры, но не ограничивается только одним населённым пунктом: педагогу могут предложить перевод из города в село или в другой город.
- Уровень школ тоже варьируется: например, сначала учителя могут перевести в более сильную школу, затем в ту, которая считается слабой. Так, с одной стороны, педагоги могут приобрести разнообразный профессиональный опыт и повысить квалификацию, а с другой — сохраняется баланс между более и менее опытными учителями в каждой конкретной школе.
- Учитель может не переживать за то, как трансфер скажется на его заработной плате, поскольку оклады педагогов определены законодательно. Выплачивают их не школы, а префектура и её уполномоченные подразделения. Также системой предусмотрены субсидии и экономическая поддержка для учителей в период ротации.
Южная Корея
Ротация была введена в Корее в семидесятых годах, так что эта практика уже прочно закрепилась в образовательной системе. Причины стандартные: желание обеспечить однородность образовательной среды и равный доступ к качественному образованию. В Корее, как и в других странах, где пойти учиться в школу можно только по прописке, это особенно важно.
Как и в Японии, срок работы южнокорейского учителя или администратора в одной и той же государственной школе ограничен (частные школы политика ротации ни в Корее, ни в Японии не затрагивает). Для директоров он составляет четыре года, а вот у педагогов он может разниться, но обычно составляет пять лет. При этом чаще всего специалисты переходят в другую школу в том же регионе. Учителя могут направить как в сильную школу, так и в учебное заведение с репутацией послабее или вообще перевести из города на работу в сельскую местность.
Поэтому для сохранения мотивации педагогов в 2010 году корейское министерство образования внедрило систему оценки педагогов. Учителя регулярно сдают экзамены, посещают семинары и программы повышения квалификации и получают за это баллы. А ещё оценки ставят руководители школ, ученики и их родители. Сумма полученных баллов влияет и на заработную плату учителя, и на возможности его карьерного роста.
У системы есть ещё несколько особенностей:
- Педагоги, работающие в неблагополучных районах, получают некоторые привилегии: например, дополнительные выплаты и возможность выбрать следующую школу для работы. Кроме того, их рабочие часы сокращены, а классы меньше обычных. Кстати, и в системе баллов это тоже учитывается.
- Система в Корее в целом довольно гибкая: например, учителю могут повысить зарплату, если он уезжает слишком далеко от дома, или на время освободить от необходимости перехода в другую школу, если ему не позволяют обстоятельства и он заранее предупредил о них. Среди обстоятельств, например, необходимость лечения или ухода за больными родственниками. А если в семье оба супруга педагоги и один уже работает в отдалённой местности, то второй в ротации не участвует.
Что происходит там, где ещё только вводят ротацию
В странах, где ротация проходит не первый десяток лет, она давно превратилась в отлаженный механизм. При этом ввести эту политику не так просто, как может показаться. Подтверждение этому — пример Китая.
Ввести ротацию учителей и таким образом смягчить неравенство в образовании китайское правительство предложило ещё в 2010 году. В 2014-м власти опубликовали политический документ — стратегию, которая предполагала, что 10% учителей из престижных городских школ ежегодно будут направлять на работу в менее именитые из бедных и неблагополучных районов, а также в сельские школы. Власти страны планировали, что не менее 20% учителей-участников программы перевода должны быть опытными педагогами с высокой квалификацией, тогда ротация будет особенно эффективной. Стратегия предусматривала, что в ротации будут также участвовать директора школ и их заместители.
Реализована инициатива была не везде, и только сейчас на неё снова стали обращать внимание. Вызвано это желанием и дать всем китайским школьникам качественное образование, и решить чуть менее глобальные проблемы.
- Снижение финансовой нагрузки на семьи. Сейчас разрыв между уровнем преподавания в китайских школах велик, а родители, конечно, хотят обеспечить детей возможностью поступить в хороший вуз. Это привело к тому, что в 2020 году наибольшую долю расходов китайских домохозяйств — 32,4% — занимает репетиторство. Об этом сообщало издание YuiCai Global со ссылкой на Центральное телевидение Китая. Как известно, Китай сейчас очень активно борется и с частным репетиторством, и с любыми другими расходами на детское дополнительное образование, включая EdTech, стараясь тем самым сделать образовательные возможности независящими от финансовых.
- Борьба с неравномерным расселением. В Китае родители тратят огромные суммы на покупку жилья в районах с лучшими школами в крупных городах. Ведь дети могут ходить в государственную школу только в том районе, где они зарегистрированы. А поскольку качество образования от района к району варьируется, для многих родителей именно уровень школ в округе становится одним из решающих факторов при покупке жилья. Такой спрос не может не влиять на стоимость жилья, и семьям приходится в разы переплачивать за квартиры, если они относятся к престижной школе. Предполагается, что система ротации изменит эту ситуацию.
Хотя стратегия была принята почти десять лет назад, она не разъясняла, как именно должна быть реализована программа перевода, и оставляла этот вопрос на усмотрение местных органов власти. Вероятно, именно по этой причине единого и обязательного механизма ротации, затрагивающего систему образования всей страны, как в Японии или Корее, в Китае пока нет.
Один из примеров имплементации стратегии описан в исследовании «Сокращая разрыв: опыт Китая в ротации учителей». Речь в нём идёт об административном округе в одной из провинций страны, где ротацию начали вводить в 2014 году. Для сохранения анонимности учителей — участников исследования (оно проводилось в том числе с помощью метода интервью) его автор не стал раскрывать, о каком округе речь, однако подробно описал происходящие процессы и возникающие там трудности. Для удобства этот регион назвали «Административный округ А».
Вот какие особенности удалось выявить.
- В сельские и слабые школы решено отправлять опытных учителей из сильных школ.
А на смену им приходили менее опытные и менее квалифицированные коллеги. Переходы происходили в рамках школьных объединений (в данном случае это означает партнёрство городских школ с сельскими). Однако две сильные школы округа решили объединиться не с сельскими, а с другими городскими школами — а значит, их педагоги при ротации могли как минимум остаться работать в городе, а не уезжать.
- Властям пришлось изменить систему «принадлежности» учителей.
До введения изменений судьбу педагогов решали сами школы: например, школа послабее или из сельской местности могла отправить запрос в школу посильнее (они обычно были связаны партнёрскими отношениями). Но решение о переводе мог принять только директор той школы, куда обращались с просьбой, — а кому захочется отпускать опытного, прекрасного учителя с хорошими показателями?
Поэтому местная администрация решила, что возьмёт дело в свои руки, — и создала Центр менеджмента и распределения учителей. Возглавляет его мэр округа, вице-мэр является заместителем, в руководство входят также главы местных департаментов — образования, финансов, социальной защиты. Однако они не «выдёргивают» учителей из школ просто так, а перенаправляют только туда, где это необходимо. Автор исследования отмечает, что со временем идею «забрать» учителей из ведения школ поддержали и в Министерстве образования — теперь её используют и в других округах, где уже внедрили систему ротации.
- Зарплату педагогам пришлось уравнять.
Дело в том, что раньше популярные престижные школы могли доплачивать педагогам из своего бюджета (он был не государственным, а складывался из так называемого налога на выбор, которые в этом округе платили родители, желающие отдать ребёнка в конкретную школу). В этом случае учителям невыгодно было уходить из такой школы туда, где надбавки нет. Поэтому её отменили. Зато сделали особую надбавку тем, кто уезжал работать в сельскую местность, — в общей сложности около 15% от основной зарплаты. Автор исследования отмечает, что, хотя опрошенные им учителя из сельских школ были рады этому, трое из десяти отметили, что лучше бы остались в своей прежней городской школе.
- Переезжающим в сельскую местность выделяют жильё.
Причём бесплатную полностью оборудованную отдельную квартиру на время работы в новой школе. Участники опроса рассказали, что это удобно — не надо ничего покупать, думать об устройстве, достаточно взять с собой только личные вещи в одном чемодане.
- Участие в программе ротации является условием для карьерного роста.
Опрошенные педагоги отметили, что для них это особенно важно, поскольку доход напрямую зависит от возможностей выйти на новый профессиональный уровень (в Китае для педагогов есть четыре уровня квалификации).
Автор исследования отметил, что, с одной стороны, судить об эффективности эксперимента в «Округе А» пока рано — слишком мало времени прошло, чтобы давать какие-либо оценки. С другой — уже появился тревожный звоночек: учителя просто теряют мотивацию. Когда их мнения о переводе в более слабую или сельскую школу никто не спрашивает, это не прибавляет желания действительно вникать в проблемы новых подопечных и помогать им достигать лучших результатов. Кроме того, они опасаются, что у них не будет таких же хороших карьерных или академических возможностей, как у тех, кто остался на своём месте в хорошей школе. Да и личные, семейные обстоятельства никто не отменял. В итоге педагоги «просто выполняют свои обязанности». Проще говоря, делают минимум возможного и работают без огонька. А это вряд ли может привести к блестящим результатам.
При исследовании выявили ещё одну специфическую особенность — попытку властей усидеть на двух стульях. С одной стороны, они понимают, что полезно отправить учителей из сильных школ в слабые, с другой — сильными-то школы делают именно сотрудники. А значит, их уход может привести к падению показателей ранее сильной школы.
В 2021 году СМИ сообщали о том, что уже новые регионы — в частности, Пекин, Шанхай и Чанчжоу — выпустили соответствующие постановления и начали вводить программу ротации учителей и администрации школ. Однако, как отмечает китайский педагог Жу Ю в материале для Shanghai Daily, одна только политика ротации всех проблем в сфере образования решить не сможет, поэтому китайским властям предстоит работать и над другими реформами образования.
Ротация затрагивает не только учителей, но и администрацию школ
Практика ротации директоров и их заместителей есть, например, в Сингапуре. Срок их работы на одной должности составляет пять-семь лет, а перемещение происходит не только в рамках школ. Например, директору могут предложить работу в Министерстве образования или назначить его суперинтендантом школьного округа, чтобы свой опыт работы и интересные практики он перенёс не просто на одно учебное заведение, а сразу на несколько.
Ещё один вариант работы для таких специалистов, хоть и довольно редкий, — Национальный институт образования. Там они делятся с учащимися (такими же лидерами в сфере образования) и учёными своим практическим опытом. Это позволяет расширить и постоянно актуализировать общую базу педагогических знаний и находок, да и не концентрироваться на голой теории.
Есть и другая интересная деталь: директоров не просто назначают на какое-то новое место работы в приказном порядке — в Министерстве образования Сингапура проводятся торжественные церемонии таких назначений с одновременным признанием их заслуг.
А в прошлом году стало известно, что систему ротации директоров детских садов, школ и колледжей введут в Казахстане. По мнению казахского министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, многие руководители после 10–15 лет работы в одной и той же учебной организации теряют инициативность, мотивацию и желание развиваться. Новый механизм же, по задумке, должен помочь внедрять изменения и повышать эффективность руководства, считают в министерстве.
Предполагалось, что под программу ротации попадут директора, занимающие должность более четырёх или семи лет. Причём если руководитель проработал четыре года, то он может отказаться от перевода в другую школу. Для тех, кто проработал семь и более лет, перевод обязательный.
Заняться ротацией должны были специальные комиссии при управлениях образования областей и городов республиканского значения. Кроме того, каждые три года директора должны проходить аттестацию и подтверждать свою эффективность.
Будет ли эта программа реализована в актуальных условиях, в которых находится сейчас страна, неизвестно, однако и на стадии планирования эксперты считали, что она нуждается в доработке.
Гульнара Абишева, руководитель Казахской лиги экспертов образования, в интервью изданию «Время» утверждала: «Мы считаем, что тех критериев ротации, которые сейчас называет МОН, недостаточно. Это важное
нововведение, и оно не должно быть поспешным. Если есть приказ о перемещении директоров, должно быть и положение, объясняющее, как именно это делать. Чёткий алгоритм, рассматривающий разные варианты, как говорится, на все случаи жизни. Директора и ситуации ведь разные».
Гульнара Абишева также полагала, что у ротации в том варианте, в котором казахские власти предлагали её, может быть ряд негативных последствий: текучка учителей, снижение мотивации директоров и коррупционные риски.
Может ли ротация появиться в России
Стоит отметить, что ситуация в нашей стране во многом схожа с тем, что пытаются изменить в Азии, — доступ к первоклассным педагогам есть у ребят из престижных школ в мегаполисах, а вот в удалённые небольшие города или сёла идут работать новички без опыта. У нас существуют специальные государственные программы и общественные движения, стимулирующие педагогов ехать работать в сельские школы в глубинке, но это, конечно, не ротация. Эксперты, выступающие именно за ротацию педагогов, в России тоже есть.
В частности, об этом говорит Елена Ленская, кандидат педагогических наук и директор Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН). В комментарии для радиостанции «Вести.FM» она поясняла, что ротация позволяет качественно изменить систему образования. Для российских учителей механизм будет, мягко говоря, непривычным, да и среди родителей не вызовет понимания — однако, отметила эксперт, времена изменились, и системе образования тоже придётся меняться.
«Многие показатели в нашей жизни изменились, а мы хотим, чтобы школа оставалась такой, какой она была 50 лет назад. Не получится, при всём нашем желании. Что-то всё равно придётся менять. Да, люди привыкают к одному месту, так же как раньше они привыкали работать на одном предприятии. Ценилось то, что человек проработал на одном и том же заводе всю свою жизнь, а остальные были летуны. А теперь летуны получают преимущество перед теми, кто работает на одном месте всю жизнь, потому что считается, что они лучше, более гибко подготовлены жить в ситуации неопределённости — а мы живём именно в такой ситуации. Всё меняется, и в отношении учителей это меняется так же точно», — сказала Елена Ланская.
Она отметила, что проводить изменения не стоит резко — достаточно начать ротацию внутри школы. Это уже может дать разным группам учеников доступ к учителям с разным опытом и уровнем знаний.
Действительно ли ротация работает?
Нельзя утверждать, что именно ротация и только она — путь к равномерному качеству школьного образования. Но стоит отметить, что страны (Япония, Южная Корея, Сингапур), в которых этот механизм хорошо отлажен, неизменно входят в первую десятку различных мировых рейтингов лучших систем образования. Однако у каждого подхода есть свои положительные и отрицательные стороны.
Плюсы
- Равенство образовательных возможностей. Ротация, как показывает опыт перечисленных стран, действительно обеспечивает доступ к опытным, высокопрофессиональным учителям самому широкому кругу учащихся. Благодаря такой системе родителям не требуется подбирать детям «крутые» школы, а детям из сельской или труднодоступной местности не нужно думать, как бы попасть в престижное городское учебное заведение, чтобы получить знания на уровне их более удачливых сверстников.
- Однородность школьного образования. В пример можно привести опыт Японии, который проанализировал американский исследователь Райан Сибрук. Он сравнил уровень и качество образования, а также квалификацию учителей в 49 японских школах из разных регионов страны (23 частных, где ротации нет, и 26 государственных), опросил 1456 учителей и оценил ряд важных показателей, среди которых процент учителей, работающих полный рабочий день, средний стаж преподавания, уровень сертификации педагогов и наличие учёной степени. Полученные данные говорят о том, что в государственном секторе образования квалифицированные учителя распределены более равномерно по сравнению с частным сектором. Сибрук предположил, что самая вероятная причина для этого — именно ротация, которая происходит в государственном образовательном секторе.
- Сбалансированные педагогические коллективы. Например, в Японии Совет по образованию, курирующий ротацию учителей, следит за тем, чтобы в коллективах сохранялся баланс между молодыми и опытными педагогами, между учителями-мужчинами и учителями-женщинами.
- Перенос позитивных практик и опыта. Это работает как с педагогами, так и с администрацией школы. Например, в Сингапуре идея ротации директоров образовательных учреждений заключается в том числе и во внедрении полезных, доказавших свою эффективность практик не только в конкретной школе, но и в целой «связке» образовательных учреждений.
Минусы
- Сложность механизма ротации и реализации системы. Ввести ротацию быстро, безболезненно и дёшево невозможно: требуется продумать законодательные и бюджетные изменения, систему мотивации и поддержки. А главное, учительская зарплата должна быть достойной. Это подтверждает опыт Китая, власти которого говорят о необходимости ротации уже многие годы, но политика перевода учителей из школы в школу в полной мере пока не заработала.
- Отсутствие гарантий. Назначение сильных учителей и даже директоров в более слабые школы вовсе не гарантирует, что после окончания срока их контракта всё не вернётся в привычное русло. Проще говоря, после их ухода школа может остаться слабой — об этом говорили и сами «ротационные» педагоги, которых опрашивали в Китае.
- Нежелание вкладываться во временных специалистов. Администрация престижных школ обычно тратит ресурсы на воспитание своих педагогов: подготовку, обучение, тренинги. Но если известно, что «выращенный» сильный специалист года через три уйдёт в другую школу, то какой смысл вкладывать в его рост время и силы?
- Трудности для учителей. Только «сверху» может казаться, что перейти на другую работу, тем более поменять место жительства, — не такой уж сложный процесс. На деле это, конечно, совсем не так.
Что ротация означает для специалистов в сфере образования
С одной стороны, ротация действительно приносит пользу для профессионального роста и опыта. Педагоги получают возможность приобрести опыт работы в самых разных коллективах и условиях. И поскольку ротация не является односторонней, то есть не только опытные педагоги ротируются в более слабые школы, но и начинающие учителя отправляются на работу в школы посильнее, она позволяет новичкам учиться у коллег и наращивать педагогический опыт. Это относится и к администрации школ: такие специалисты учатся работать в новых коллективах, решать самые разные проблемы и вопросы. Но в России для многих специалистов это и так не в новинку — тут во многих школах высокая текучесть кадров, без всякой мотивации сверху.
А вот с другой стороны, ротация может быть очень трудной в личном и психологическом плане. Эксперты называют целый ряд проблем:
- не все одинаково легко адаптируются к постоянным переменам;
- культура внутри новой школы может сильно отличаться от той, к которой привык учитель, что тоже чревато для него сложностями;
- каждые несколько лет педагог сталкивается с необходимостью заново вливаться в коллектив и выстраивать отношения с дирекцией, коллегами и учениками;
- личные обстоятельства могут мешать педагогу рассматривать перевод на новую работу позитивно: например, если ему предстоит переезд в другой город, а дома остаются пожилые родители, о которых он беспокоится.
Практика показывает, что механизм ротации не должен ограничиваться только установлением законов и правил перевода. Не менее важно обеспечивать и всестороннюю, в том числе и психологическую поддержку для ротируемых учителей и руководителей.