Образование
#новости

Российские учёные создали первую систему мониторинга предметных знаний в школе

По сути, это дополнение для традиционных методов оценки знаний — ежедневного выставления отметок и редких проверочных процедур вроде ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Новый подход придумали эксперты из Института образования НИУ ВШЭ. Об этом сообщает его пресс-служба.

Что это за инструмент и зачем он нужен

Предложенная разработка позволяет отслеживать прогресс учеников в течение их обучения в средних и старших классах. Предполагается, что она могла бы стать полезным дополнением для традиционных методов оценки знаний, которые имеют ряд недостатков.

Например, текущие оценки по пятибалльной шкале не всегда точны и объективны — учитель может ошибиться при их выставлении или предвзято относиться к конкретному ребёнку. Кроме того, у педагогов в обычных школах не всегда есть возможность уделять достаточно внимания каждому ученику.

Что касается таких процедур, как ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, то у них вообще нет цели дать обратную связь касательно проблем в освоении того или иного предмета. Кроме того, эти процедуры показывают не прогресс ученика (такой задачи у них вообще нет), а уровень достижений в определённых финальных точках обучения. Более того, подготовка к ним чаще всего представляет собой зубрёжку и натаскивание. То есть об отслеживании успехов тут тоже речи не идёт.

Как именно работает новая система мониторинга

Новая разработка — это компьютерное тестирование по математике и русскому языку. Проходят его дважды в год — в октябре, когда дети уже вернулись в учебный режим после каникул, и в мае, когда основная программа за год уже изучена. В каждом тесте по несколько десятков заданий разной степени сложности.

«Традиционный подход к мониторингу прогресса — через якорные задания. Это одни и те же задания, которые включаются в тесты для разных классов, и поэтому результаты тестов можно положить на единую шкалу. Однако мы решили применить более продвинутый уровень моделирования, когда прогресс измеряется не по одинаковым заданиям, а по одинаковым учебным действиям или когнитивным операциям, которые ученик совершает с разными заданиями», — объяснил стажёр-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании Сергей Тарасов.

Проверка ответов происходит автоматически, система выставляет общую оценку по стобалльной шкале, учитывая уровень сложности заданий. Проще говоря, за разные задания можно получить разное количество баллов.

Помимо того, что результаты тестирования позволяют выявить уровень знаний каждого школьника, они ещё и помогают понять, как меняются успехи. По результатам каждой волны тестирования школа, педагоги и родители получают отчёты о выявленных сильных и слабых сторонах в знаниях каждого ученика.

Как проверили действенность инструмента

С 2019 по 2022 год Институт образования по инициативе корпорации «ВЭБ.РФ» и правительства Якутии проводил эксперимент по повышению качества школьного образования в одном из районов региона. В рамках проекта прогресс учащихся нужно было как-то измерять — так и началась работа над представленной системой мониторинга. В итоге новый инструмент опробовали в нескольких соседних районах Якутии, выступивших контрольной группой. А результаты работы оценили эксперты МГПУ, которые подтвердили качество мониторинга.

Сейчас инструмент дорабатывают и настраивают под новые ФГОС. Учёные напомнили, что стандарты требуют, чтобы оценочные средства позволяли измерять динамику образовательных результатов. Поэтому разработка очень актуальна. Отмечается, что к ней уже есть интерес со стороны регионов.

Кстати, ранее участники Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) выработали несколько общих принципов оценки этого качества.

А до этого мы рассказывали о том, почему современные педагоги призывают отказаться от выставления оценок.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована