Образование
#новости

Роль российских вузов в технологическом развитии усилят

Планируется, что они будут взаимодействовать с отраслевыми компаниями и научными организациями в новых организационных формах.

Об этом сообщается в утверждённой Концепции технологического развития России до 2030 года. Текст документа опубликован на сайте правительства.

На решение каких задач направлена концепция

Согласно документу, к 2030 году в России должна появиться научная, кадровая и технологическая база по ряду важных технологий, а также производство высокотехнологичной продукции — микроэлектроники, робототехники, авиакосмической техники, медицинского оборудования и так далее.

Для достижения этих целей субъекты технологического развития — отраслевые компании, научные организации и вузы, институты развития и стартапы — должны найти новые формы организации и управления. Причём планируется усилить роль ключевых вузов и научных организаций как драйверов технологического развития — в том числе за счёт появления у них новых функций в сфере НИОКР.

Предполагается, что вузы, научные организации и компании смогут создавать различные объединения — технологические холдинги, исследовательские консорциумы, научно-производственные кластеры. Будут продолжены такие программы, как развитие центров компетенций Национальной технологической инициативы, инжиниринговых центров и центров трансфера технологий.

Программу по развитию вузов «Приоритет—2030» также планируется сфокусировать на разработке и внедрении критических и сквозных (то есть значимых межотраслевых) технологий.

Какие ещё проекты в связи с этим могут появиться в образовании

Ряд прописанных в концепции мероприятий направлен на борьбу с утечкой умов за границу и её последствиями. Планируется, в частности, уточнить программы среднего профессионального и высшего образования, чтобы они соответствовали задачам технологического развития, и поддерживать их разработку технологическими компаниями. Среди других задач — развитие передовых инженерных школ, популяризация программ дополнительного профессионального образования и поддержка доступа к цифровым образовательным платформам.

Из новых проектов в концепции упоминается создание центров STEM-обучения (STEM — science, technology, engineering и mathematics) по развитию знаний и компетенций населения в области естественных наук, технологий, инженерии и математики.

Так как предполагается, что высокоинтенсивную инновационную активность к 2030 году должны проявлять не только корпорации, но и предприниматели, в концепции уделено внимание и развитию у школьников и студентов предпринимательских компетенций. Планируется открыть больше вузовских программ по технологическому предпринимательству и популяризовать эти знания среди старшеклассников, а также расширить механизмы поддержки молодёжного технологического предпринимательства — например, студенческих стартапов.

Отдельно подчеркнули проблему с нехваткой кадров в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность. Планируется, что образовательным организациям выделят дополнительные бюджетные места на соответствующие программы. Кроме того, связанные с интеллектуальной собственностью вопросы предлагается учесть и в школьной программе.

Также сказано о международном сотрудничестве в сфере технологического развития: должна появиться «простая и транспарентная» система участия вузов, научных организаций и технологических компаний в международных программах и проектах. В документе сообщается, что поддерживать следует формирование зарубежных филиалов вузов в дружественных странах и реализацию программ международной академической мобильности.

Как указано в распоряжении премьера Михаила Мишустина, план реализации концепции в течение месяца должны разработать Минэкономразвития и Минобрнауки России. Они же будут отвечать за ежегодный отчёт по ней. Кроме того, положения документа рекомендовано учесть в своих стратегических документах органам государственной власти и самоуправления, а также госкорпорациям.

Кстати, на необходимые для технологического развития приоритетные (в основном инженерно-технические) специальности вузам уже не первый год выделяется наибольшее количество бюджетных мест. В новой системе высшего образования, как недавно рассказал глава Минобрнауки Валерий Фальков, на приоритетные специальности будет отводиться до 70% мест для приёма.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована