Данные исследования представлены в информационном бюллетене «Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой» Мониторинга экономики образования.
Как родители участвуют в образовании детей
Как указано в бюллетене, чаще всего участие родителей выражается в том, что они обеспечивают ребёнка необходимыми средствами для занятий, контролируют посещаемость, следят за текущими и итоговыми оценками, проверяют выполнение домашних заданий, проявляют интерес к школьным делам.
На основе разной степени вовлечённости родителей в учёбу детей исследователи выделили пять стратегий поведения.
Вовлечённые помогающие компетентные родители. Они максимально вовлечены в образование ребёнка дома, интересуются его делами, психологически поддерживают, постоянно следят за поведением и оценками, помогают с домашними заданиями, в частности с поиском необходимой информации и решением сложных задач. В среднем в этой группе самые образованные родители (в 65% семей у матери есть высшее образование).
Вовлечённые помогающие родители. Эти родители тоже дома активно вовлекаются в образование ребёнка. При этом они не помогают при выполнении сложных заданий — например, связанных с цифровыми ресурсами. Скорее всего, потому что у них самих не хватает необходимых знаний и навыков. Образование родителей в этой группе ниже, чем в предыдущей (у матери есть высшее образование в 55% семей).
Вовлечённые родители, поддерживающие автономию. Они интересуются делами ребёнка, психологически поддерживают, следят за поведением и оценками, но не помогают с домашними заданиями. Возможно, они считают, что ребёнок должен выполнять их сам, или им не хватает знаний, чтобы помочь. В этой группе много родителей старшеклассников (44%), тогда как в других группах мам и пап старшеклассников от 10 до 20%. Скорее всего, именно поэтому не помогают с домашками — просто дети уже достаточно взрослые. Доля матерей с высшим образованием в этой группе — 62%.
Контролирующие родители. Эти папы и мамы следят за оценками детей, поведением и посещаемостью уроков. Но вот психологическую поддержку и помощь с домашними заданиями дети от них получают редко. В этой группе только половина (50%) матерей имеют высшее образование.
Невовлечённые родители. Эти родители вообще не вовлекаются дома в образование детей. В этой группе тоже 50% матерей имеют высшее образование. При этом 45% этой группы составляют семьи из сельской местности. В первых трёх группах доля семей с такими характеристиками варьирует от 30 до 35%, в четвёртой группе — 38%.
Как объяснила Ксения Павленко, аналитик Института образования НИУ ВШЭ и один из авторов исследования, образование матери тут принимается во внимание, потому что оно выступает индикатором культурного капитала семьи в целом, в том числе образованности. Это позволяет сравнить, что происходит в более образованных семьях, а что — в менее образованных. Образование отца, безусловно, тоже имеет значение, но образование матери для социологического исследования — более надежный индикатор культурного капитала семьи, потому что в значительной части семей отца нет. К тому же образование матери часто сильно коррелирует с образованием отца, поэтому в семьях, где отец есть, о его образовании часто можно судить по данным о матери.
Как родительское участие меняется по мере взросления ребёнка
Чем старше ребёнок, тем меньше родители вовлекаются в его образование дома. Доли вовлечённых помогающих и вовлечённых помогающих компетентных родителей существенно снижаются по мере взросления ребёнка. Среди родителей детей, которые учатся в начальной школе, таких примерно треть, а среди родителей старшеклассников — 21%. По мере взросления детей становится больше вовлечённых родителей, поддерживающих автономию (от 4% среди родителей младших школьников до 45% в группе). А вот доли контролирующих родителей и невовлечённых в зависимости от возраста детей меняются незначительно.
В отличие от вовлечённости в образование ребёнка дома, родительская вовлечённость в школьную жизнь (в виде участия в мероприятиях, внесения каких-либо предложений о развитии школы, членства в родительских комитетах или хотя бы просто активного интереса к школьным новостям) практически не зависит от возраста ребёнка. Доля родителей, так или иначе принимающих участие в школьной жизни, мало меняется в разных возрастных группах детей. Она составляет от 82 до 89%.
Жители мегаполисов проявляют наибольшую вовлечённость в образование детей практически по всем её типам. Но всё-таки главным фактором вовлечённости является образование. В сёлах родители, которые имеют высшее образование, не уступают по уровню вовлечённости родителям с высшим образованием в мегаполисах.
Кстати, ранее другой опрос, проведённый сервисом по поиску работы SuperJob, показал, что чем старше дети, тем реже родители удовлетворены качеством школьного образования. Возможно, в какой-то мере это связано как раз со снижением родительской вовлечённости в учёбу детей: можно предположить, что без контроля и помощи ребята начинают учиться менее усердно, что сказывается на результате.
В мониторинге ВШЭ тоже исследовали вопрос удовлетворённости родителей качеством школьного образования. Там доля недовольных оказалась существенно ниже, чем в опросе SuperJob, — 24%. А фактором, который чаще всего не нравится родителям в школе, где учатся их дети, стал недостаток индивидуального внимания со стороны учителей. Его назвали 26% опрошенных.
Из того же исследования ВШЭ стало известно, как семья и домашняя обстановка влияют на цифровые навыки школьников. А в прошлом году учёные подтвердили, что наличие у родителей высшего образования и уровень их доходов влияют на то, считают ли они важным для своего ребёнка получить высшее образование.
Читайте также: