Об этом стало известно из публикации проводившей исследование Организации экономического содружества и развития (ОЭСР).
Исследование по оценке уровня знаний школьников PISA-2022 охватило 81 страну. Оно проходит один раз в три года, и очередная волна исследования первоначально была запланирована на 2021-й, но из-за последствий пандемии COVID-19 его проведение решили отложить на год. Впервые в PISA участвовали Камбоджа, Сальвадор, Гватемала, Ямайка, Монголия, Палестинская администрация, Парагвай и Узбекистан. А в России исследование в этот раз не проводили.
Исследование PISA, как всегда, оценивало разные виды грамотности — математическую, читательскую и естественно-научную. Но основной фокус на этот раз сделали на математической. Тест писали около 690 тысяч учащихся в возрасте от 15 до 16 лет.
Какие результаты показал тест
По сравнению с результатами PISA-2018, средние результаты по странам ОЭСР снизились почти на 15 баллов по математической и примерно на 10 баллов по читательской грамотности. Оценки естественно-научной грамотности существенно не изменились. Ранее средние показатели по ОЭСР никогда не менялись больше чем на четыре-пять баллов, поэтому результаты 2022 года — беспрецедентное резкое падение. Как отмечают аналитики ОЭСР, пандемия COVID-19 нанесла серьёзный ущерб многим странам. Но дело не только в закрытии школ — последствия пандемии добавились к уже существующим долгосрочным проблемам в системах образования.
Наибольшее количество баллов в PISA-2022 традиционно набрали азиатские страны, занявшие верхние строчки рейтинга. Первое место по всем трём направлениям — у Сингапура. В PISA-2018 он занимал вторую строчку рейтинга. А лидеры этого списка в PISA 2018 года — четыре провинции КНР, — в 2022-м не принимали участие в исследовании (как сообщается на сайте ОЭСР, из-за закрытия школ в намеченный для тестирования период). Лучшие результаты в Европе, как и в прошлом году, по всем трём направлениям у Эстонии.
Топ-5 стран с наибольшим количеством баллов по математической грамотности:
1. Сингапур — 575;
2. Макао (КНР) — 552;
3. Тайвань — 547;
4. Гонконг (КНР) — 540;
5. Япония — 536.
По читательской:
1. Сингапур — 543;
2. Япония — 516;
3. Ирландия — 516;
4. Корея — 515;
5. Тайвань — 515.
По естественно-научной:
1. Сингапур — 561;
2. Япония — 547;
3. Макао (КНР) — 543;
4. Тайвань — 537;
5. Корея — 528.
В Албании, Иордании, Исландии, Норвегии и Малайзии снижение по математической грамотности по сравнению с результатами PISA-201 составило более 30 баллов. Только четыре участника улучшили свои показатели в период с 2018 по 2022 год по всем трём показателям — это Бруней, Камбоджа, Доминиканская Республика и Тайвань.
ОЭСР отмечает, что учащиеся в странах с наилучшими показателями тестов не обязательно были счастливее. В Сингапуре, Макао и Тайване, где как раз лучшие показатели по математической грамотности, «многие учащиеся сообщили о высоком страхе неудачи и ограниченном участии во внеклассных мероприятиях».
Как оценивают российских школьников
Поскольку ОЭСР отказалась проводить PISA-2022 в России, у нас теперь есть только ежегодная внутрироссийская оценка, проводимая по модели этого исследования (его проводит ФИОКО — Федеральный институт оценки качества образования). PISA за 2018 год — последняя волна, в которой есть данные России в сопоставлении с данными других стран ОЭСР. Отслеживая прогресс качества школьного образования в России, аналитики теперь сравнивают итоги новых внутрироссийских исследований с российскими результатами в PISA-2018. Насколько это может быть показательно — вопрос открытый.
Так или иначе, согласно данным ФИОКО, с 2018 года результаты российских школьников выросли по всем изучаемым направлениям. Читательская грамотность в 2022-м была оценена в 504 балла, математическая — в 503, естественно-научная — в 484 балла. Правда, по математической и естественно-научной грамотностям в 2019 и 2020 годах наблюдалось временное снижение.
Напомним, на основе итогов PISA и других международных рейтингов рассчитывается показатель под названием «средневзвешенное место России» в группе международных программ оценки качества общего образования. По нему оценивают, достигнута ли цель России войти в мировой топ-10 по качеству школьного образования. По данным Минпросвещения за 2022 год, позиция России по этому показателю оценивалась как 10,5.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!