Репетиторство — действительно большая проблема школьной системы?
И если так, то, может, запретить его, как сделали в Китае? Спрос на частные уроки и его последствия обсудили эксперты ММСО-2025.


Фото: Miljan Zivkovic / Shutterstock
В последние месяцы в публичной сфере много говорилось о том, что оплата репетиторских услуг для школьников — большая финансовая нагрузка для российских семей, и её надо снижать. Например, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила в январе 2025-го, что массовая практика обращения к дорогостоящим репетиторам противоречит идее равного доступа к образованию. Проще говоря, если без помощи репетиторов невозможно достойно сдать школьные экзамены, это ненормальная ситуация, и её надо как-то исправлять.
А ещё в декабре 2024-го вице-премьер Дмитрий Чернышенко на заседании президентского совета по стратегическому развитию и национальным проектам сообщил, что планируется повысить качество образования в школах таким образом, чтобы выпускники были готовы сдать ЕГЭ «без необходимости привлечения платных специалистов». По его словам, соответствующие меры включат в готовящуюся Стратегию развития образования до 2036 года.
Почему высокий спрос на частные занятия по школьной программе стали воспринимать как проблему? Заметим, что такая ситуация складывается сейчас не только в России. И стоит ли действительно смотреть на это явление как на угрозу? Эти вопросы обсудили на сессии «„Испуганные тенью“: репетиторство как „страх“ формальной системы школьного образования» в рамках Московского международного Салона образования (ММСО.EXPO-2025).
Общий вывод из дискуссии: репетиторство не столько само по себе стало проблемой, сколько подсветило многие недостатки российской школьной системы.
Почему репетиторство стало привлекать внимание в негативном ключе
Многие эксперты на ММСО отметили в качестве яркого признака того, что с репетиторством что-то не так, растущие расходы семей. Так, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования и председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина привела данные «Т-Банка»: за последние два года в два раза выросли объёмы кредитов, взятых на образование! Причём 40% клиентов банка, на информации о расходах которых основаны эти выводы, оплачивали именно помощь по предметам школьной программы.
Из недавнего исследования РАНХиГС известно, что больше половины (63%) первокурсников московских вузов ради поступления занимались с репетиторами. По подсчётам аналитиков, на подготовку по трём предметам (обычно именно столько ЕГЭ требуется для поступления в вуз) за год у московской семьи может уйти до 750 тысяч рублей. А по более ранней статистике, обобщённой НИУ ВШЭ, только в 2021/2022 учебном году российские семьи потратили на услуги репетиторов около 249 млрд рублей.

Почему государственные школьные системы во многих странах воспринимают частные траты на образование детей как проблему, объяснил в своём выступлении основатель и генеральный директор платформы Maximum Education (с курсами по школьным предметам, в том числе для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ) Михаил Мягков:
- Высокую потребность в занятиях с репетиторами понимают как признак того, что обычные школы не выполняют своё предназначение, не учат как надо. То есть большое количество репетиторов на рынке образовательных услуг ведёт к тому, что основную школьную систему люди воспринимают как недостаточную.
- Если добиваться высоких результатов на экзаменах можно только с помощью репетиторов, то те, у кого нет денег на частные занятия, проигрывают в конкуренции за места в ведущих вузах (за исключением редких талантов). Большая распространённость репетиторства означает, что к качественному образованию нет равного доступа.
- Существование активного репетиторского рынка параллельно со школьной системой ведёт к оттоку учителей из обычных школ, потому что в частном образовании выше заработок и зачастую лучше условия. Особенно этот процесс усилился с развитием онлайн-образования — теперь репетитор может найти учеников не только в своём населённом пункте.
- Так как репетиторы не принадлежат к государственной школьной системе и не отчитываются ни перед кем о содержании своих программ, неизвестно, как они влияют на учеников.
- Когда занятия с репетиторами становятся социальной нормой, детей часто перегружают учёбой — фактически после учебного дня в школе они идут на вторую смену дополнительных занятий, и так не один год.
Какие проблемы школ повышают число репетиторов и спрос на них
В ходе обсуждения участники дискуссии на ММСО привели немало аргументов о том, что спрос на репетиторов возникает из-за объективных недостатков школ и делает эти недостатки видимыми. А поскольку обнаружение этих проблем воспринимают как опасность для школьной системы, проблемой объявляют самих репетиторов.
Проблема 1
Зарплаты школьных учителей не соответствуют уровню их квалификации
На эту тему высказалась профессор НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования Ирина Абанкина. Суть проблемы в том, что школьные педагоги относятся к специалистам высокой квалификации, но их средняя зарплата — по статистике, 314 рублей в час — соответствует средней квалификации. Иначе говоря, учителям существенно недоплачивают, и пока это не изменится, они будут уходить в репетиторство и в смежные профессии.
Проблема 2
Высокая нагрузка не позволяет педагогам развиваться в школе
Про это со ссылкой на исследования Института образования НИУ ВШЭ тоже рассказала Ирина Абанкина. Опросы учителей показали, объяснила она, что при работе в больших классах по много часов ежедневно из школы фактически уходит методическая работа. У учителя нет ни времени, ни сил продумать и опробовать новый метод преподавания или технологию, и они заняты исключительно фронтальной работой по старинке.
Другая участница дискуссии, репетитор и наставник для педагогов Наталья Дмитриева подтвердила эту оценку по личному опыту и мнениям коллег: при высокой нагрузке учителю не до инноваций, ему лишь бы как-то провести уроки.
Из-за такого положения, по словам Ирины Абанкиной, педагоги занимаются репетиторской подработкой не столько ради денег, сколько для собственного профессионального развития — только в работе с индивидуальными учениками или с небольшими группами получается научиться чему-то и проверить новые подходы.
Проблема 3
Учителя, помимо педагогической работы, отвечают ещё за набор административных задач
Проблема перегрузки учителей отнюдь не педагогическими задачами уже стала притчей во языцех. Не все готовы мириться с тем, что педагог должен заниматься ещё и сбором данных об учениках и о каждом своём шаге писать отчёт. Для недовольных бюрократической нагрузкой учителей, отметила Ирина Абанкина, работа на онлайн-платформах оказывается гораздо удобнее традиционной школьной: нет дополнительной ответственности за воспитательные мероприятия, нет необходимости следить за организационной частью обучения.
Самую большую проблему профессор НИУ ВШЭ видит в том, что молодые и талантливые учителя, едва начав работать, уходят из обычных школ на онлайн-платформы: там их педагогические способности и эффективные методики преподавания востребованы, а сопутствующей нагрузки в разы меньше, чем в школе.
Проблема 4
Старшеклассникам недостаточно занятий в рамках школьной программы, чтобы подготовиться к ЕГЭ
То, как устроена школьная программа, само по себе создаёт необходимость репетиторства, заявила Любовь Духанина. Сами учителя в опросах, отметила она, заявляют, что для подготовки к экзаменам нужны дополнительные занятия с репетиторами.
С этим согласилась участвовавшая в дискуссии репетитор по химии и биологии Наталья Дмитриева: по её словам, чтобы успешно подготовиться к ЕГЭ, одного часа биологии и одного часа химии в неделю никак не хватит. А именно столько запланировано в федеральных образовательных программах на базовом уровне освоения этих предметов в старших классах.

В стандартном классе, по словам Любови Духаниной, у учителя нет возможности возвращаться к пройденным темам столько раз, сколько нужно для их усвоения каждым учеником. И логично, что семьи ищут решения проблемы у репетиторов:
«В первую очередь это запрос на более высокое качество образования. И во вторую — на индивидуализацию процесса школьного образования. Ведь появляются и репетиторы, которые работают на программу более широкую, чем школьная», — подчеркнула Любовь Духанина.
Идеи, как исправить ситуацию
Клубок проблем, мотивирующих учителей уходить в репетиторство, а семьи — увеличивать расходы на такие услуги, в один шаг явно не распутать. Участники дискуссии на ММСО высказали несколько идей для решения отдельных задач.
- Весь 11-й класс в школах отвести на подготовку к ЕГЭ.
Такое предложение прозвучало от репетитора Натальи Дмитриевой. По её мнению, было бы вполне возможно заканчивать изучение остальных предметов в десятом классе, а в последний год обеспечивать всем школьникам бесплатную подготовку к экзаменам. Кстати, в московских школах подобную практику уже ввели, правда, пока отводят полностью на подготовку лишь последнее учебное полугодие: с февраля в 11-м классе практикумы по ЕГЭ должны занимать не менее 40% учебного времени.
- Изучить опыт зарубежных стран.
К этому призвала менеджер образовательных продуктов Анастасия Гетман. Например, в Китае в 2021 году сектор частного дополнительного образования для детей (не только репетиторство, но и EdTech) поставили вне закона — как раз из-за высокой нагрузки на школьников и усиления образовательного неравенства по причине дороговизны услуг. Но хорошими эффекты от этих мер не назовёшь: опросы показывают, что рынок репетиторства стал скрытым, а цены на нём выросли — стоимость подготовки ребёнка к выпускному экзамену поднялась на 50%.
Анастасия Гетман предположила, что в Китае в дальнейшем могут смягчить ограничения для репетиторов, так как политика запретов оказалась неудачной. Возможно, более полезная как ориентир в российской ситуации практика — распространённое в других азиатских странах обязательное лицензирование репетиторов, которое позволяет подтверждать качество услуг частных преподавателей.
- Распространять независимую оценку квалификаций педагогов.
Эту меру считает необходимой Любовь Духанина. С её точки зрения, такой механизм помог бы защитить права учителей и снизить их дефицит, с которым зачастую связана чрезмерная нагрузка. Каким конкретно образом это помогло бы решить проблему, она подробно не объяснила, но упомянула, что независимый экзамен могли бы проходить специалисты из других сфер, желающие стать учителями, — подобные практики действуют, например, в Австралии и Новой Зеландии.
- Усилить возможности школьных учителей технологиями.
Это считает необходимым Михаил Мягков. Идею сертификации репетиторов он тоже поддержал, но не верит, что она принесёт большие улучшения системы. Это, по его оценке, «гигиенический минимум», чтобы на рынке не было хотя бы откровенно некачественных уроков. А чтобы учителя в школах работали более продуктивно и зарабатывали больше, с его точки зрения, их должно стать не больше, а меньше, чем сейчас. Разгрузить же их могут цифровые помощники.

«Давайте разгрузим учителей, будет у них не по 45, а по 20 учеников. Кто возьмёт остальных? Нужны ещё учителя. Возможно ли действительно качественно обучить 2 миллиона учителей?» — так Михаил Мягков описал, почему не верит в возможность повысить качество обучения в массовой школе без технологического развития.
Спикер рассказал, что в западных странах школы привлекают репетиторские платформы для работы со слабыми учениками (заметим, что, к примеру, в США такой подход не всегда приносит ожидаемые результаты) и отметил, что решать проблему нехватки учителей-предметников в сельских школах имеет смысл за счёт онлайн-занятий. В целом позиция Михаила Мягкова заключается в том, что государственному образованию нужно не опасаться частного сектора, а заимствовать его удачные практики и привлекать к сотрудничеству со школами и EdTech-компании, и отдельных педагогов.
Репетиторство испортило «облико морале» учителей?
На последних минутах дискуссии слушательница из зала высказалась в том ключе, что репетиторство ухудшает качество общего образования не только из-за оттока учителей из школ, но и из-за того, что учителя на школьных уроках даже не стараются подготовить детей к ОГЭ или ЕГЭ. А не стараются, потому что знают — все и так ходят к репетиторам.
В ответ на эту реплику репетитор Наталья Дмитриева заметила, что в своей практике не встречала педагогов, которые халатно относились бы к своим обязанностям — на самом деле качественной подготовке учеников к аттестации обычно мешает нехватка времени и другие ограничения. Подробно обсудить прозвучавшее мнение, однако, во время тематической панели не успели.
Между тем это прозвучавшее из зала мнение в какой-то мере перекликается с позицией президента РАО Ольги Васильевой, которая в феврале высказала на обсуждении будущей Стратегии развития образования в Госдуме такое замечание: «Я не представляю, чтобы учитель мог покинуть школу в полвторого, мы оставались в лучшем случае до четырёх. А сейчас ничто не мешает уйти пораньше и репетиторствовать. Нужно воспитывать в них [учителях] нравственную основу».
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- «Все учителя не будут репетиторами, это невозможно»: какие варианты занятости у педагогов
- Я молодой репетитор: как сделать этот факт своим преимуществом?
- Исследование: введение стандартизированного госэкзамена повысило спрос на репетиторов
- Причина неуспеваемости — образовательное неравенство и образовательная бедность?
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее