Рефлексия в обучении: зачем она нужна и как её организовать
Это полезный, но недооценённый инструмент в обучении. Причём недооценённый как со стороны учащихся, так и зачастую со стороны организаторов обучения.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/701/7011803fbb143af45e693bd5fc504e6b/fa5fb9e1ed4845c26754e69df565b2d8.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/701/7011803fbb143af45e693bd5fc504e6b/fa5fb9e1ed4845c26754e69df565b2d8.jpg)
Фото: Luis Alvarez / Getty Images
В чём цель рефлексии
«Мы не учим, чтобы получить знания, но учим, чтобы развить умение размышлять», — писал известный философ и педагог Джон Дьюи. Эта мысль отражает ключевую роль рефлексии — процесса, который включает в себя анализ своих действий, мыслей, чувств и полученных результатов. Рефлексия нужна для того, чтобы учащийся смог осмыслить опыт обучения, который он получает. Например, увидеть свой прогресс, понять, что мотивирует или демотивирует в обучении, как выстраиваются отношения с другими учащимися.
Почему это важно
Рефлексия выполняет множество функций в образовательном процессе:
- Погружение в материал. Размышления помогают ученикам связать новые знания с тем, что они уже знают. Когда они анализируют то, что изучили, им легче применять это на практике.
- Понимание своего обучения. Рефлексия развивает навыки метапознания — понимание того, как они учатся. Это включает осознание собственных стилей обучения и сильных и слабых сторон. Ученики, которые могут задумываться о своих действиях, лучше контролируют процесс обучения.
- Критическое мышление. Когда ученики анализируют свои поступки и мнения, они лучше оценивают информацию, строят аргументы и принимают обоснованные решения.
- Увлечение и мотивация. Регулярная рефлексия помогает учащимся оставаться вовлечёнными и мотивированными, поскольку они видят плоды своих усилий и могут отслеживать свой прогресс. Осознание собственных успехов создаёт положительный эффект и желание учиться дальше (это, кстати, подтверждается научными исследованиями).
- Навыки самооценки. Рефлексия помогает ученикам развивать умение оценивать себя и регулировать собственное обучение. Эти навыки особенно важны в быстро меняющемся мире, где постоянное образование и адаптация становятся жизненно необходимыми. Умение самооценки позволяет ученикам более осознанно выбирать пути дальнейшего образования и карьеры.
Рефлексия как инструмент полезна методистам, тренерам, продюсерам, преподавателям — всем причастным к созданию этого обучения и работе над его качеством. Изучая результаты рефлексии учащихся, можно получить много ценной информации о том, как они воспринимают учебный процесс, и это даст идеи для будущих улучшений.
Какой бывает рефлексия
Условно рефлексию можно разделить на две большие категории в зависимости от цели, для которой она проводится:
- Рефлексия эмоционального состояния.
Это «градусник» для измерения настроя и мотивации обучающихся. Её можно проводить как в конце обучения, так и на других его этапах. Например, можно снять срез эмоционального состояния в начале тренинга и в конце, чтобы проанализировать, какие изменения происходят с участниками и как тренинг повлиял на их мотивацию. То есть у нас перед глазами будет своеобразное «до/после». Если материал курса или тренинга сложный и вы опасаетесь, что это может негативно сказываться на вовлечённости учащихся, то можно использовать рефлексию как источник информации для вас и в то же время как возможность «выговориться» для учащихся.
![](/upload/setka_images/14040311022025_8fb331dc4a15610bf373de3709b74271128638a5.jpg)
Нередко в середине обучения у аудитории начинается спад мотивации, и в такой момент людей особенно важно поддержать: напомнить, почему они здесь, почему выбрали это обучение, какие были цели, и дать возможность их скорректировать, так как они могут стать уже неактуальными, а без чётко поставленной цели нередко начинается прокрастинация. Здесь же стоит дать советы, как поддерживать себя в обучении, чтобы дальнейший путь стал легче.
- Рефлексия восприятия учебного материала.
Для такой рефлексии полезны такие вопросы, как «Чему ты научился?», «Что было для тебя полезно»? «Что было сложным?» в формах обратной связи.
И в том и в другом случае рефлексия представляет ценность не только для учащегося, который может осознать своё состояние, но и для методиста или тренера. По сути, вы получаете обратную связь о том, в каком состоянии находятся учащиеся, что их радует, а что фрустрирует, какой материал вызывает сложности, что воспринимается легко. Эта информация поможет эффективнее работать с качеством обучения, дорабатывать мотивационный трек и улучшать пользовательский опыт.
Когда мы продумываем, какую рефлексию нужно организовать ученикам, важно помнить, что упражнение, которое никак не привязано к контексту обучения, образовательным результатам и мотивационной стратегии, будет бесполезным. Это должно быть учтено при выборе формата и содержания рефлексии.
Форматы проведения рефлексии
Я видела много различных форматов рефлексии. Здесь небольшая подборка того, что использую в своей практике.
Синхронный
Синхронный формат означает, что рефлексия проводится непосредственно на вебинаре или тренинге. Она может быть групповой и индивидуальной. Чаще всего рефлексию оставляют на конец вебинара или очного тренинга. Если тайминг мероприятия сбился, то рефлексию отменяют или проводят в ускоренном режиме, но это не даёт возможности участникам вдумчиво проанализировать полученный образовательный опыт. Поэтому нужно изначально закладывать достаточное количество времени, и чем больше и сложнее вы даёте задание на рефлексию, тем больше времени нужно заложить. А ещё полезно подстраховаться и подготовить альтернативное упражнение в асинхронном формате (допустим, добавив его в форму обратной связи).
Опишу несколько примеров таких упражнений.
«Как я себя чувствую относительно процесса обучения?» Опишите свои эмоции и впечатления о том, как проходило обучение.
«Что я знаю и что хочу узнать?» Упражнение поможет осознать свои достижения и выявить области для дальнейшего изучения. Как его делать:
- Разделите страницу на две колонки.
- В первой колонке напишите «Что я знаю» и перечислите основные концепции или навыки, которые вы усвоили.
- Во второй колонке напишите «Что я хочу узнать» и сформулируйте вопросы или темы, которые вам интересны и которые вы хотели бы изучить далее.
«Карты чувств». Это упражнение направлено на работу с эмоциями и их осознанием. Информативно не только для учащихся, но и для вас или тренера, который проводит обучение. Оно позволит понять, какие эмоции вызвало обучение. Если много негативных, то это повод поискать способы что-то улучшить в программе или процессе.
Инструкция:
- Нарисуйте круг на листе бумаги и разделите его на сектора, как диаграмму.
- В каждом секторе напишите свои чувства и эмоции, которые возникли в процессе обучения (например, радость, путаницу, разочарование и так далее).
- В конце описания уточните, что именно вызвало эти эмоции и как они повлияли на ваше обучение.
![](/upload/setka_images/14040311022025_067bb3e2cfc8ccd1f811b103c1a64aaa7211ea49.png)
«Инсайт». Это упражнение помогает проанализировать свой стиль обучения, осознать, что работает эффективно, а что совсем не подходит. В дальнейшем учащиеся смогут использовать эти инсайты при выборе конкретного обучения, потому что будут уже знать, что им подходит больше.
Как выполнять это упражнение:
- Вспомните один или несколько моментов в процессе обучения, когда вам открылось что-то важное или вы достигли значительного понимания.
- Запишите эти моменты, указывая, что именно вы узнали и как это изменило ваше восприятие предмета или подход к обучению.
- Подумайте, какие факторы способствовали этому (например, занятие, обсуждение с однокурсниками, личный опыт).
Асинхронный
При асинхронном формате учащиеся рефлексируют самостоятельно, а не непосредственно на занятии. Для асинхроннной рефлексии можно использовать те же упражнения, что и в синхронном формате. Особенность в том, что в асинхронном формате сложно проконтролировать выполнение, а без этого мало кто будет его выполнять. Для этого можно попросить отправлять письменные результаты рефлексии куратору. Правда, не все готовы делиться своими довольно личными мыслями, отправляя их человеку, с которым даже не знакомы. Это ведёт к тому, что выполняет такие задания небольшой процент студентов (как и в том случае, если вообще не контролировать выполнение задания на рефлексию, то есть не просить отправить выполненное куратору).
В качестве компромисса на разных курсах предлагают просто проставить галочку о выполнении или вообще выполнять такое задание по желанию.
Кроме, собственно, упражнений, рефлексию можно организовать в формате ведения дневника или рабочей тетради. В них нужно заранее написать вопросы, на которые потребуются ответы от учащихся. Например:
- Дата. Укажите дату, когда вы делаете эту запись.
- Тема. Определите тему или предмет, который вы изучали.
Вопросы для размышления:
- Что я узнал? Запишите ключевые знания или навыки, которые вы получили в ходе обучения.
- Что вызвало трудности? Отметьте любые аспекты, которые были сложными или непонятными, и подумайте, почему это произошло.
- Как я могу применить это знание? Укажите конкретные способы, как вы намереваетесь использовать полученные знания в будущем.
Как быть с тем, что учащиеся не хотят рефлексировать
Несмотря на пользу рефлексии в процессе обучения, многие учащиеся упускают этот шаг или вообще избегают его. На то есть несколько причин. На какие-то мы можем повлиять, на какие-то нет.
На что можно повлиять:
- Непонимание ценности рефлексии. Скорее всего, студенты просто не понимают, для чего им тратить время на такие упражнения. Кто-то впервые сталкивается с таким форматом, а незнакомое всегда пугает. Кто-то видит в этом пустую трату времени, потому что не знает, зачем ему это, как пользоваться результатами рефлексии. Чтобы создать ценность, важно пояснить пользу этого упражнения для учащихся. Причём сделать это необходимо не один раз, а несколько и периодически повторять.
На что повлиять нельзя:
- Нехватка времени. Управление временем в обучении, тем более асинхронном — ответственность самого учащегося. У нас нет возможности его контролировать, поэтому чаще всего рефлексия остается последним приоритетом и не выполняется.
- Внутренние убеждения. У некоторых есть твёрдая установка, что это пустая трата времени и странные, подозрительно похожие на психологические, вопросы. Эти убеждения могут быть уже укоренившимися, поэтому даже пояснение ценности рефлексии не будет воспринято всерьёз. Так бывает. Вы не можете сделать так, чтобы все учились одинаково. Чтобы вам, как разработчику обучения, не впасть от этого в уныние, важно помнить, что ответственность за результат обучения несёте не только вы, но и сам учащийся, он тоже за это отвечает. Поэтому, если он не готов использовать инструменты, которые вы ему предложили, чтобы повысить эффективность его обучения, это его выбор, а не ваша вина.