Образование
#статьи

Как метод рефлексивного обучения заменил студентам Skillbox регулярную домашку

Рефлексивное обучение практикуют в бизнес-школах и на программах MBA. Студенты Skillbox попробовали его при запуске собственных стартапов.

Современная теория обучения взрослых предполагает, что наилучшее усвоение материала происходит в процессе общения и кросс-экспертизы, в групповой динамике и кейсовых играх.

На курсе Skillbox по продюсированию онлайн-курсов студентов учат создавать онлайн-школы с нуля и делать их прибыльными. Преподаватель Димитриан Иваненко применил метод рефлексивного обучения, заменив стандартную схему курса «учебный модуль — домашняя работа» на интенсивный командный акселератор.

«Моя работа в Skillbox подразумевает, что я модерирую чат — пишу «Ребята, привет! Как у вас день? Что хорошего? Вау, вы молодцы!» — и проверяю домашки. Но я решил поэкспериментировать как тьютор, вспомнил своё обучение в одной из лучших бизнес-школ в России — MBA Высшей школы бизнеса МГУ — и придумал интенсив.

Когда нет привязки к практике, домашние работы носят абстрактный характер. Другое дело, когда человек не сидит в своём окопе, собирает команду единомышленников, и им приходится выбирать аудиторию, анализировать её спрос и так далее. Так практическая работа становится более осмысленной».

Димитриан Иваненко,
Проверяющий преподаватель Skillbox

Здесь мы покажем, как выглядит метод рефлексивного обучения на примере одного из курсов Skillbox. И расскажем, как студенты за два месяца нашли идеи, экспертов и ресурсы для запуска собственных онлайн-курсов.

Что такое рефлексивное обучение и кейсовый метод?

Метод изобрёл американский академик Гарвардской школы права Христофор Лэнгделл в конце XIX века. Вдохновившись методом Сократа, который предпочитал разбирать философские вопросы в дискуссии с людьми разных взглядов, он предложил студентам разделиться на группы и анализировать настоящие юридические дела вместо заучивания теории из учебников. Вскоре практику переняли бизнес-школы по всему миру.

Главное, что нужно знать о кейсовом методе, — он построен на практике и командной работе. Студенты объединяются в группы, распределяют зоны ответственности, выдвигают и тестируют гипотезы (reflecting), решают задачи (case) и анализируют ошибки. Основная мотивация в том, что команды решают реальную проблему, а не абстрактную.

По сути, рефлексивное обучение позволяет студентам почувствовать себя менеджерами уже в процессе обучения. Специалисты выделяют пять преимуществ этой технологии:

  • практический подход к знаниям;
  • навык работы в команде и отслеживания личного прогресса;
  • понимание того, как связаны уже изученные темы с новыми задачами;
  • возможность учиться на ошибках и улучшать бизнес-процессы;
  • развитие критического мышления и нестандартного подхода к решению проблем.

Онлайн-курсы по борьбе с эмоциональным выгоранием, семейной геральдике и поддержке людей с ОВЗ. Разбираем вместе с экспертом

Ольга Карелова,

тимлид команды «Шестерёнки»

Команда разработала 5-часовой онлайн-курс по семейной геральдике. Слушатели курса изучают основы геральдики и создают родовой герб под руководством эксперта по генеалогии.

Выбор темы

Наша команда случайным образом сложилась из четырёх не знакомых друг с другом людей — разных профессий, опыта и жизненных взглядов. У каждого из нас есть интересная ему тема, и мы даже устроили внутреннее голосование за них. Это казалось самым очевидным вариантом: не надо искать эксперта — в команде уже есть человек, который знает нюансы своей темы, разработал учебную программу. Но потом мы поняли, что лучше придумать совершенно новую тему и прокачаться ещё в чём-то, в чём никто из нас не является экспертом.

Поиск эксперта

Команда привлекла к проекту опытного эксперта — основательницу Международного генеалогического агентства Полину Кулынгину.

Ни у кого из нас не было знакомого эксперта в этой области — мы стали искать его через «Яндекс.Услуги». Я оставила объявление о том, что мы собираемся записывать курс и ищем эксперта. Стали откликаться люди, которые занимаются генеалогией и геральдикой.

Полина была первой в списке. В разговоре выяснилось, что она давно всем этим занимается, участвовала в записи программ «Моя родословная» на телевидении, постоянно проводит тренинги по геральдике и может раскопать родословную человека до XVI века.

В работе с Полиной нам импонировало, что в свои 53 года она простой и позитивный человек, и когда мы спросили, какую сумму она хочет получать за свои услуги, она ответила: «Я готова поработать бесплатно сейчас за какой-то процент в будущем».

Аудитория

Мы разработали программу курса, нашли эксперта, создали презентации для уроков и стали разрабатывать учебные материалы для студентов. Но всё ещё было неясно, для кого этот курс.

На занятиях куратор говорил: «Надо понять, какие вы перекрываете боли». Мы пришли к выводу, что наш курс не про боли, и решили действовать иначе.

Наша история — о хобби, о том, что дорого душе и сердцу. Таким образом, наша целевая аудитория — люди, которые хотят сохранить традиции, нарисовать герб своего рода, своей семьи и оставить его потомкам. Такие желания не зависят от возраста — это скорее про склад характера и семейные ценности.

Формат

Люди устали от бесконечных вебинаров и курсов и зачастую не проходят до конца даже те, на которые записываются.

Поэтому мы решили создать небольшой курс: всего пять уроков, каждый длительностью по часу. Курс можно пройти за выходные и получить семейный герб, созданный своими руками. Эксперт проверяет каждый герб, даёт рекомендации по сочетанию цветов и фигур в соответствии с базовыми геральдическими правилами.

Маркетинг и продвижение проекта

Краудфандинг

Доступ к курсу предоставляется на две недели. Если человек не успел пройти какой-то модуль — предусмотрен отдельный пакет, который продлевает доступ к курсу ещё на две недели. Такой формат позволил нам уменьшить стоимость курса до 5 тысяч рублей — и сделать его доступным широкой аудитории.

Чтобы оценить спрос, мы запустили краудфандинговую кампанию. По предварительным расчётам, на запуск курса нам требовалось 70 тысяч рублей, включая гонорар эксперта и оператора. На Planeta.ru у нас было много разных лотов — большинство из них, по сути, предзаказы курса.

Мы думали, если людям интересен курс, они купят лот, например, с 50-процентной скидкой на занятия, безотносительно того, сколько будет стоить курс. Из заявленных 70 тысяч нам задонатили только 370 рублей. Но надо сказать, что эту кампанию мы никак не рекламировали — разослали по своим чатам и забыли.

Вебинарная воронка

Мы проводили вебинар на тему «Геральдика в современном мире», где рассказывали про свой курс и предлагали слушателям скидку 50%. У нас было 16 уникальных участников, ни одной продажи не случилось. Но мы решили, что результат был неплохим. Например, когда мы собирали обратную связь, у всех участников было мнение, что эксперт очень крутой. Были даже отзывы типа «Зачем вы прерываете своего эксперта, она же так интересно рассказывает!»

Мы расстроились, что продаж не было, но это долгоиграющая история, её нужно нормально прорабатывать. А наш таргет в Facebook* с рекламой вебинара висел всего сутки.

Работа с трекером

У каждой команды во время интенсива был персональный трекер из числа выпускников курса.

К тому моменту, когда к нам в качестве трекера присоединилась Динара Прудовская, в команде уже сложился микроклимат. Мы очень им дорожили и сразу договорились с Динарой, что наше общение будет построено не на контроле, а на помощи.

Мы консультировались с трекером по вопросам маркетинга проекта: Динара прислала много литературы, рассказала о своём опыте и была готова ответить на любые наши вопросы, даже самые наивные.

Анализ ошибок

Все наши ошибки были довольно очевидными:

  • Не продумали крауд-кампанию и не работали над её продвижением.
  • Три дня на таргетированную рекламу вебинара — это ничтожно мало, а из-за премодерации, которую мы не учли, реклама по факту работала лишь сутки.
  • Не разобрались с техническими особенностями платформы для вебинаров BIZON 365 и трансляции на YouTube, из-за чего пришлось переносить вебинар и аудиторию в Zoom.

Так как продаж не было, мы думали, что не станем продолжать работу. Но потом решили, что можем по-прежнему делать это в качестве нашего хобби. В середине апреля планируем выпустить курс на рынок. Нам предстоит запись, и нужно разобраться с маркетингом, понимать, как рекламировать и продвигать курс, — работы ещё очень много.

Арсений Вейцкин,
основатель онлайн-университета гуманитарных навыков Education Nation, партнёр курса по продюсированию онлайн-курсов в Skillbox

Хорошо, что команда выбрала тему, которая нравится каждому. Но сперва нужно оценить рынок, ведь наша цель — продажа. Какие есть способы оценки рынка? Например, с помощью WordStat можно оценить востребованность темы, понять, что и как часто люди ищут вместе с «геральдикой».

Ещё один способ прощупать рынок — сделать лендинг и вести на него трафик, заложив минимум неделю на рекламу. Люди всегда голосуют рублём. Интерес людей к вашему продукту в этом случае будет измеряться стоимостью заявки. Если лидов много и конверсия хорошая, очевидно, вы попали в спрос.

Краудфандинг — не самый эффективный способ проверить спрос. Продавать курс нужно каждый месяц, поэтому канал трафика должен быть реплицируемым. Невозможно каждый месяц повторять успешные крауд-кампании, как и тестировать запуск на своих друзьях в соцсетях.

В начале работы над проектом продюсер должен ответить на два вопроса: что это за продукт и кому он предназначен? Нельзя разработать программу неизвестно для кого — это как выстрелить, не прицелившись. Всегда нужно делать Customer Development, изучать пользователей, проводить интервью. Ошибка команды в том, что они поздно задались вопросом об аудитории.

Подход, при котором слушатель может продлить доступ к курсу, убивает конверсию. Надо стремиться к сокращению дополнительных продаж. Продавать продукт нужно один раз и дорого, а не много и дёшево.

То, что у команды не случилось продаж, не говорит о том, что продукт плохой. Возможно, часть аудитории просто не дошла, потому что команда сменила платформу проведения лекции. На первый вебинар я советую набирать человек 200–300 — это потребует расходов, зато даст выборку.

Конечно, к вебинару надо писать сценарий, где задействован продюсер, занимающийся продажей курса. Представьте, что вы выстраиваете электрическую цепь. Если хотя бы одно звено в этой цепочке размыкается, электричество не пройдёт. При первом запуске онлайн-курса главная задача — чтобы ток шёл от начала до конца и ни одно из звеньев не выпадало. А дальше можно улучшать каждое звено, анализируя ошибки и опыт.

Онлайн-курс по поддержке людей с ОВЗ

Екатерина Ханова,

тимлид команды «Трансформеры»

Команда запустила проект дистанционного обучения digital-профессиям для людей с ограниченными возможностями здоровья. В программе курса — профориентация, психологическая поддержка и помощь с поиском работы.

Показать

Выбор темы

У члена нашей команды Яны Черемисиной есть дочь Настя, она получила инвалидность в 15 лет. Яна предложила идею создать образовательную платформу для людей, которые физически ограничены в выборе профессий, — проект, где они смогут найти свою сферу деятельности онлайн и получить консультации по обучению digital-профессиям и поиску новой работы.

Поиск экспертов

Тяжело найти людей, готовых работать за идею. На этом этапе почти все эксперты в проекте — члены команды «Трансформеры».

Мы рассчитывали привлекать волонтёров из числа людей с ОВЗ, кто сам прошёл через поиск работы в digital и готов делиться опытом. Но в какой-то момент Валерия, методист нашей команды, предложила: «Зачем искать экспертов на стороне? В команде уже полно специалистов».

В нашей команде оказалось двое вузовских преподавателей, Яна работает в сфере IT, я — маркетолог. Но мы довольно быстро поняли, что важное место в нашей истории занимает психологическое сопровождение людей с ОВЗ, и стали искать психолога.

Я иногда преподаю русский язык как иностранный, и в своей группе встретила психолога Анну. Она призналась, что давно хотела делать что-то социально полезное, не ради выгоды, и поддержала наш проект. Это единственный человек, который пришёл к нам со стороны.

Аудитория

Аудиторию мы определили, исходя из истории Насти: люди от 18 до 30 лет со вторичными нарушениями развития. Сейчас я думаю, что надо расширять возрастной диапазон до 50 лет. Люди с ОВЗ в любом возрасте ищут возможность чему-то обучиться и заработать. Мы ездили в центры реабилитации: там много людей, которые хотят работать в интернете, но не могут получить соответствующее образование. Часто им просто не хватает информации, финансового ресурса и психологической поддержки, они не верят в себя.

Если нет кого-то, кто подскажет, где искать возможности для развития, они останавливаются на сборке бахил и шариковых ручек. А почему бы такому человеку не работать интернет-маркетологом? Что мешает? Ему нужна помощь, и он может найти её в интернете — например, через нас.

Формат

Мы планировали делать обучение в формате видеолекций и сессий вопросов и ответов. Но чёткого понимания, какие учебные материалы мы будем давать людям, у нас пока нет.

Сейчас мы предлагаем психологическую поддержку 24/7, содействие в получении образования и помощь в поиске работы. Собираем ресурсы по платному и бесплатному обучению, где можно получить квалификационный сертификат, и сайты, где предлагают работу людям с инвалидностью.

Маркетинг

Стратегии действий у нас сейчас расходятся: я считаю, что проект нужно монетизировать, коллеги — что лучше делать его как социальный. Моя идея заключается в том, что мы помогаем людям с ОВЗ найти работу: общаемся с работодателями, после прохождения обучения отправляем своих студентов на стажировку и получаем процент с их первой зарплаты на новом месте. Это честный подход.

Но коллеги решили, что это как дать ребёнку конфету, а потом отобрать. Поэтому сейчас мы планируем найти инвесторов и партнёров в проект, поучаствовать в получении грантов, обратиться в местные органы опеки с просьбой распространять информацию о нас и сотрудничать с волонтёрскими сообществами, специализированными школами и институтами.

Арсений Вейцкин,
основатель онлайн-университета гуманитарных навыков Education Nation, партнёр курса по продюсированию онлайн-курсов в Skillbox

Я занимался похожей темой в проекте Skillbox «Будущее без ограничений», поэтому точно могу сказать: вопрос не в том, чтобы человек определился с профессией. У людей с ограниченными возможностями есть запрос на психологов, которые помогут поверить в себя, преодолеть эмоциональную травму.

Для такого проекта не существует рынка. Но если вы делаете некоммерческий продукт, то для его реализации уже на старте должны быть ресурсы, спонсоры. В России существуют социально ориентированные проекты, которые живут на деньги от фондов и гранты, это вполне реально. Другой путь — сотрудничать с работодателями, которым важны социальные аспекты их деятельности. Безусловно, монетизировать такие проекты нужно не за счёт людей с ОВЗ.

Вопрос сегментирования аудитории в данном случае не стоит: если вы вызвались оказывать помощь, помогать надо всем, кто в этом нуждается.

Но у меня есть замечание по поводу формата: будет лучше, если наставником для человека с ограниченными возможностями будет такой же человек с ОВЗ. Они лучше осознают психологические барьеры друг друга и в итоге расширяют понятие нормы.

Онлайн-курс по борьбе с эмоциональным выгоранием

Александра Пестова,

участница команды «Выкрутимся»

Вдвоём с тимлидом запустила двухчасовой мастер-класс по борьбе с эмоциональным выгоранием. Участники получают рекомендации психолога и инструменты для самодиагностики.

Показать

Выбор темы

Все участники нашей команды сталкивались с синдромом эмоционального выгорания. Я сама жила так год, и это точно был не лучший год в моей жизни. Нас очень вдохновляло, что хоть это и учебный проект, он всё-таки общественно полезный.

Изначально нашей идеей был вебинар о выгорании у подростков. Тему предложила бывшая участница команды, которая занимается подготовкой школьников к ЕГЭ.

Но когда стали проводить глубинные интервью и опрашивать родителей, ответ чаще всего был такой: «Мой ребёнок и так устал и не хочет учиться, а вы предлагаете, чтобы я его на онлайн-курс записала?» Зато многие интересовались, будет ли такой курс для них. В итоге мы поняли, что эта тема более востребованная.

Поиск эксперта

Сейчас в проекте один эксперт — моя давняя знакомая Мария, специалист по работе с выгоранием. Она давно хотела попробовать онлайн-формат в консультировании, и мы договорились: ей достаются авторские права на запись вебинара, а нам — клиенты, с которыми мы планируем работать дальше.

Аудитория

Синдром выгорания — очень распространённая проблема. По некоторым данным, ему подвержены 75% жителей больших городов. Притом особенности выгорания у студентов, молодых мам и топ-менеджеров сильно отличаются.

Нам нужно было сегментировать аудиторию, и мы решили обратиться к категории офисных работников. Во-первых, это близкая нам аудитория. Во-вторых, многие сейчас трудятся на удалёнке дома, а непрерывный день сурка — это прямой путь к выгоранию.

Формат

Психотерапия сейчас в тренде, но многие опасаются проходить курсы онлайн и больше доверяют встречам с психологом в кабинете.

Мы обнаружили это в глубинных интервью. Многие говорили, что не верят, что с помощью онлайн-курса можно снять эмоциональное выгорание, боятся, что заплатят деньги, а будет одна вода. Поэтому мы выбрали формат мастер-классов, где эксперт даёт простые техники работы с выгоранием — инструменты, которые люди смогут использовать сразу.

Маркетинг и продвижение проекта

У меня был опыт в интернет-маркетинге, поэтому многое я взяла на себя, но некоторые задачи делили с партнёршей по команде — ей было интересно освоить новые навыки.

У нас получилась достаточно хорошая воронка в плане рекламы. Мы использовали таргетинг в Facebook* и Instagram* — это принесло больше всего регистраций на вебинар. И мы увидели, что заявка на мастер-класс стоила нам недорого.

Деньги в рекламную кампанию вложили сами. Мы понимали, что это только тестирование ниши, вряд ли речь идёт об окупаемости. Поэтому каждая из нас вложила по 3 тысячи рублей. Такой шикарный рекламный бюджет — 6 тысяч!

Ещё мы делали рекламную рассылку по Telegram-каналам, но плохо подобрали сообщества: вместо психологических рассылали по бизнес-чатам.

На вебинар зарегистрировались 57 участников, дошли — 12.

Теперь мы думаем о двух вариантах развития: либо допиливать вебинар с экспертом, дорабатывать продуктовую матрицу и делать вебинары платными, либо превращать всё в полноценный курс. Планируем провести ещё парочку мастер-классов и определиться, какой формат лучше.

Работа с трекером

Трекером у нас была Дарья. Мы получили много поддержки от трекера — как минимум она не дала нам разбежаться. Были такие мысли, хотя мы их даже не озвучивали — просто в чате молчание, все решили тихо слиться. Даша подкидывала идеи по поводу каналов трафика и отвечала на любые наши вопросы. Потом разогнались — и всё пошло само!

Анализ ошибок

Как маркетолог, не могу оценить результат как идеальный — есть над чем работать:

  • улучшить воронку — чтобы регистрации на мастер-класс превращались в активных участников;
  • вместе со спикером поработать над контентом вебинара. Психологические практики предполагают расслабленность, но сложно создать её в рамках вебинара. Нужно, чтобы не было провисаний по динамике и аудитория не уставала за два часа.

Арсений Вейцкин,
основатель онлайн-университета гуманитарных навыков Education Nation, партнёр курса по продюсированию онлайн-курсов в Skillbox

Вебинар — один из самых эффективных инструментов для проверки гипотез. Очень правильно начинать запуск онлайн-курса именно с него. Команда — молодцы, потому что на первый же вебинар к ним пришли 20% зарегистрировавшихся. Это в том числе показатель того, что они попали в рынок. Но если команда сделает вебинары платными, как они предполагают, — этот инструмент перестанет работать.

Вебинар надо использовать как площадку для продажи своего продукта, делать его платным не нужно. Я бы посоветовал команде дописать полноценную программу курса и на вебинаре презентовать одну из техник борьбы с выгоранием. Например, ту, что даёт быстрый результат: оценка состояния, снятие определённых симптомов. Для полного эффекта человек должен купить курс целиком.

Команда выбрала не слишком медийного эксперта, поэтому пришлось работать над привлечением трафика. Но всё же экспертность и качество продукта — самое важное в данном случае. Продюсер курса должен увидеть этот потенциал и донести его целевой аудитории. Риск заключается в том, что вложенные в продвижение эксперта ресурсы станут частью его бренда. Если специалист захочет уйти, вместе с ним команда потеряет и эти ресурсы.

Здорово, что команда провела глубинные интервью и скорректировала тему. Именно так это и должно работать.

Основные проблемы, с которыми проекту нужно работать сейчас, — это программа курса и то, как продавать его в рамках вебинара. Команде нужно понять, что именно она предлагает — мастер-класс, большой курс или что-то третье. После этого можно запускать вебинар, время от времени менять его тему и собирать аудиторию.

После регистрации на лендинге проекта появляется предложение скидки на персональную консультацию с психологом. Это хороший инструмент для повышения среднего чека, так называемый One Time Offer. Суть этой техники заключается в том, чтобы не отпускать клиента сразу, а предложить ему что-то. Если команде удастся найти удачную связку между бонусным предложением и основным курсом, One Time Offer может окупить все расходы на маркетинг. Представьте, у вас бесплатный маркетинг, деньги ходят по кругу и возвращаются в компанию. Это открывает большие возможности для развития проекта!

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована