Такие данные НИУ ВШЭ представил в 21‑м выпуске информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования», который посвящён структуре управления в российских вузах.
Как проводили исследование
В 2020 году опросили 405 ректоров вузов и 1634 руководителей их университетских подразделений. На результатах этого опроса и базировался анализ.
Важно отметить, что университеты рассматривали в рамках трёх групп: ведущие, средние, отстающие. Это разделение основано на данных Мониторинга эффективности деятельности вузов Минобрнауки.
К ведущим отнесли федеральные вузы, национальные исследовательские университеты и участников проекта «5‑100». Помимо того, что большинство этих учебных заведений получает дополнительные ресурсы, они участвуют в различных конкурсах, разрабатывают стратегии и ориентируются на достижение целей госпрограмм. В эту группу вошёл 21 вуз.
Отстающими считаются те учебные заведения, которые не выполняют базовые требования, что может быть связано как со сложными условиями работы, так и непосредственно с подходами к управлению. В этой группе оказались 252 учебных заведения.
Третья группа, средние вузы, сформирована по остаточному принципу — в неё попали те учебные заведения, которые не вошли в другие две категории. В эту группу попал 101 университет.
Какие направления деятельности вузов испытывают особый дефицит средств
Ректоров попросили представить, что бюджет их вузов вырос в полтора раза, и рассказать, на что, по их мнению, стоит потратить этот дополнительный доход.
Во всех трёх группах лидирует пункт, связанный с цифровизацией деятельности учебных заведений. Далее, также во всех категориях, следует закупка оборудования. А вот дальше приоритеты уже варьируются в зависимости от группы, к которой отнесли вузы. Например, на третьем месте у ведущих учебных заведений находится масштабирование и развитие исследовательских проектов, у средних — развитие учебной инфраструктуры, а у отстающих — повышение зарплат научно-педагогическим работникам. Меньше всего все три группы заботит подписка периодических изданий/ресурсов.
Какие основные проблемные зоны видят ректоры
Руководителей университетов также попросили рассказать, какие, по их мнению, направления требуют особенных изменений, чтобы достичь развития их вузов.
Здесь ответы также отличались в зависимости от группы. Так, руководители ведущих учебных заведений в первую очередь назвали:
- дополнительное профессиональное образование;
- развитие научно-педагогических кадров;
- разработку цифровых образовательных ресурсов.
Ректоры средних вузов сообщили, что инвестировать прежде всего нужно в:
- аппаратную IT‑инфраструктуру;
- научные исследования;
- общежития.
А руководители отстающих университетов назвали:
- научные исследования;
- аппаратную IT‑инфраструктуру;
- сетевые образовательные программы.
Реже всего ректоры всех типов вузов говорили о необходимости инвестировать в подписку на массовые онлайн-курсы и цифровые библиотеки.
Какие направления развития ректоры назвали приоритетными на ближайшие годы
Руководителей университетов спросили о том, какие направления работы они считают приоритетными на ближайшие годы.
Говоря о более долгосрочных перспективах, ректоры всех групп вузов вновь сошлись во мнении насчёт главных приоритетов. Это:
- научные исследования;
- реализация программ высшего образования;
- дополнительное профессиональное образование.
Единственная разница в ответах заключается в том, что если ректоры ведущих вузов расположили пункты в топ‑3 именно в таком порядке, то руководители средних и отстающих учебных заведений в первую очередь назвали реализацию программ высшего образования, а только затем исследования и дополнительное профобразование.
Что касается наименее приоритетных направлений, то это организационная структура вуза, а также подписка на массовые онлайн-курсы и цифровые библиотеки.
Следует отметить, что за последний месяц экономические условия и возможности международного сотрудничества сильно изменились, а это значит, что в части дефицитов и приоритетов вузов могли произойти корректировки по сравнению с теми данными, которые были получены в 2020 году.