Такое ПО создали учёные из Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу вуза.
Там отметили, что айтишники тратят на учёбу в вузе от четырёх до шести лет, а за это время технологии успевают сильно измениться. В результате к моменту выпуска у учащихся может не быть актуальных знаний и навыков, которые нужны для работы. Именно для решения этой проблемы и создана новая программа под названием «Денограф. Интеллектуальная система денотативной аналитики для управления подготовкой IT-кадров». Она помогает выстроить учебный план в соответствии с актуальными потребностями рынка. Уточняется, что на разработку уже получено свидетельство государственной регистрации.
Как работает новый софт
Разработчики программы объяснили, что она собирает с сайтов-агрегаторов информацию о требованиях работодателей к соискателям, анализирует полученные данные и при помощи математической модели — описания специалиста формирует рекомендации к учебным курсам. Они включают востребованные компетенции и количество часов, которое нужно для их освоения.
Суть используемого денотативного подхода в том, что программа, анализируя тексты вакансий, находит слова и словосочетания, которые характеризуют требуемые компетенции. Например, это названия языков программирования, технологий и инструментов.
Как проверили эффективность программы
В тестировании системы приняли участие студенты ПНИПУ, окончившие третий курс направлений «Программная инженерия» и «Информатика и вычислительная техника», а также несколько потенциальных работодателей, которые провели с учащимися стандартизированные собеседования. Кроме того, представителей компаний попросили заполнить анкеты, где нужно было оценить компетенции студентов и перспективу их трудоустройства.
Выяснилось, что опрошенные студенты обладают достаточными компетенциями в областях алгоритмизации и программирования, но в то же время у них недостаточно знаний, связанных с использованием необходимых технологий. Работодатели отметили, что это значительно снижает вероятность трудоустройства.
После этого студенты прошли краткосрочную подготовку по интенсивной программе, составленной с учётом рекомендаций системы, а затем они вновь прошли собеседования. По итогам повторных встреч работодатели отметили улучшение показателей по всем критериям. Общий уровень подготовки на этот раз оценили на 9% выше, технический кругозор — на 46%, а владение нужными технологиями — на 60%. В результате вероятность трудоустройства увеличилась на 40%.
Отмечается, что система может улучшать программы не только высшего, но и дополнительного профессионального образования.
В сфере IT-образования действительно существует проблема неполного соответствия знаний и навыков выпускников требованиям, которые предъявляют к сотрудникам работодатели. Поэтому, несмотря на дефицит айтишников на рынке труда, наличие диплома вуза по IT-специальности не гарантирует успешного трудоустройства. Возможно, масштабирование этой новой программы поможет решить проблему.
Кстати, в марте председатель Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко заявил, что IT-специалистов вообще не нужно учить в вузах. По его мнению, вместо них этим должны заняться профильные компании.
Читайте также:
- Глава Минобрнауки предложил отправлять студентов-технарей на учёбу в творческие вузы
- «Технарям нужны гуманитарные навыки»: 6 трендов IT‑образования в EdTech
- Разработчики ПО составили рейтинг российских вузов и колледжей, выпускающих айтишников
- Аналитики выяснили, выпускники каких вузов зарабатывают больше всех в сфере IT