«Работодателя нет на рынке образования, если он не платит»
Имеет ли значение, где специалист получил навыки — в вузе или в интернете? О «сигналах» работодателей рассуждает директор ВШЭ по онлайн-обучению.
Иллюстрация Avoilkykisa / Subpng / Annie для Skillbox Media
Евгения Кулик
Директор по онлайн-обучению в Высшей школе экономики с 2015 года. Под её руководством разрабатываются и выпускаются курсы вуза на различных площадках, в том числе на собственной платформе университета, а также проводится ежегодная международная конференция по онлайн-обучению eSTARS в партнёрстве с Coursera.
Публикуем с разрешения Евгении её пост из Facebook* о препятствиях на пути сближения вузов и EdTech-компаний.
В этом году мы наблюдали, как российские EdTech-компании активно пытаются зайти на рынок высшего образования. Совместно с вузами. С разной степенью успешности.
Тема эта бесконечная, но хочется начать делать заметки, пока не забылось, и записать пару мыслей, почему на этом светлом пути возникают препятствия у вузов и компаний.
Рынок труда и рынок образования — не одно и то же
Вузы и компании не до конца понимают специфику продукта, рынок, для кого они делают программу. Вспомнила историю: три года назад на одной из конференций «Сколково» слушала на круглом столе, что вузы не выполняют запрос рынка труда и не готовят под запрос работодателя. Среди участников дискуссии не было ни одного вуза, поэтому я попросила слово и попробовала объяснить:
Вуз отвечает на запрос НЕ рынка труда. Он отвечает на запрос на рынке образования, который формируют готовые платить за образование — а вот они-то получили сигнал с рынка труда.
Сложная мысль? Можно проще: работодателя нет на рынке образования, если он не платит. Он там присутствует опосредованно, и совершенно не важно, что декларирует и какие правильные слова говорит работодатель. Важно, какие сигналы он посылает. Будущим работникам, а не СМИ и участникам конференций.
- Если этот сигнал: «При прочих равных я возьму на работу человека с дипломом о высшем образовании, даже если диплом не нужен менеджеру торгового зала или продакту», — запрос будет на корочку, на диплом неважно какого вуза. С этим запросом к вузам придут студенты и родители, чтобы иметь преимущество «при прочих равных».
- Если сигнал от работодателя: «У программиста нам важны скиллы и определённый стек технологий», — то запрос будет на компетенции, с этим запросом люди придут на рынок образования, и не факт, что к вузам — владельцам корочек.
А сейчас мы видим на рынке несколько анонсированных онлайн-программ, целевая аудитория которых непонятна. У них красивые современные названия, которые должны были бы вдохновить работодателей, но увы. Судя по всему, готовых это купить студентов не очень много. И это логично: вузы часто «не умеют в маркетинг», а компании часто живут в парадигмах корпоративного обучения.
Работодатель готов «сигнализировать» не обо всём
Кроме того, работодатели в массе своей не готовы точно сказать, что именно им будет нужно через три-пять лет (год разработки программы и её реализация до появления первых выпускников). Все говорят про soft skills и цифровую грамотность, а вот запрос на hard skills никто не знает на таком горизонте.
Опять вспомнилось, как докладчик на одной из конференций сорвал аплодисменты фразой: «Если образовательный продукт создавался больше года — он устарел и не нужен рынку». С высшим образованием это не так, компетенция собирать образовательную программу — очень специфическая, накоплена она сейчас университетами, а не компаниями. Как делать и упаковывать такие «долгие» продукты, бизнес знает плохо, и тут мы тоже видим несколько забавных (со стороны) кейсов.
И ещё — будет ли дальше расти массовый спрос на дипломы высшего образования в онлайн-формате или на сертификаты, микростепени и другие короткие форматы, зависит в том числе от того, будут ли работодатели хранить статус-кво или начнут массово признавать микродипломы.
Я лично знакома с потрясающим человеком, которому отсутствие диплома не помешало быть ярким лидером проекта в «Яндексе». Но большинство работодателей пока не «Яндекс».