Пустота и удовольствие: что влияет на отношение к цифровой образовательной среде?
Российские и белорусские исследователи выяснили, от чего зависит, нравится ли преподавателям вести занятия, а студентам — учиться в цифровой среде.
Иллюстрация: Sales Solutions / Unsplash / Fizkez / Shutterstock / Annie для Skillbox Media
Отношение к цифровой образовательной среде во многом определяет, насколько успешно студент будет в ней учиться и насколько эффективно преподаватель сможет учить. Но от чего именно зависит это отношение — от личностных характеристик, эмоционального состояния, особенностей самой цифровой среды?
Этим вопросам посвятили совместное исследование учёные из МГППУ (Наталья Радчикова, Мария Одинцова и Марина Сорокова) и БГПУ им. М. Танка (Нина Козырева и Александр Лобанов). По итогам исследования авторы написали две статьи: «Психологические факторы отношения студентов к цифровой образовательной среде (на примере российских и белорусских вузов)» (можно прочесть по ссылке) и «Оценка цифровых образовательных технологий преподавателями вузов» (готовится к публикации).
Кроме того, Мария Одинцова и Наталья Радчикова поделились результатами исследования на вебинаре «Взаимодействие в цифровой образовательной среде вуза: какие личностные характеристики важны преподавателям и студентам?», организованном МГППУ и Институтом образования НИУ ВШЭ. Кратко расскажем о том, что выяснили учёные.
Как измеряли отношение к цифровой среде
Мария Одинцова объяснила, что в связи с цифровизацией образования традиционные методы преподавания уходят в прошлое, а из-за недостатка цифровых компетенций у студентов и преподавателей качество обучения нередко страдает. К тому же у учащихся, которые испытывают неприятие новых технологий, может снижаться учебная мотивация.
Чтобы уменьшать негативные последствия цифровизации и усиливать её положительные эффекты, по мнению спикера, необходимы психодиагностические инструменты, которые позволили бы оценивать взаимодействие с цифровой средой и улучшать его.
Здесь, как отмечает исследовательница, на первый план выходит проблематика отношения человека к цифровой образовательной среде (ЦОС). В отечественной научной традиции категорию отношения к чему-либо глубоко разрабатывал советский психиатр Владимир Мясищев. Под отношением он понимал «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности».
Как рассказала Мария Одинцова, именно на основе концепции Владимира Мясищевав МГППУ разработали модель. Согласно ей, отношение к ЦОС состоит из четырёх компонентов:
- Психологические особенности личности, черты характера, влияющие на отношение к ЦОС.
- Саморегуляция и самоактивация деятельности в ЦОС.
- Эмоционально-когнитивная составляющая — переживания, возникающие при деятельности в ЦОС.
- Компетенции ЦОС — знания, умения, навыки, опыт работы в цифровой среде.
Эта структура позволила подобрать подходящие инструменты диагностики отношения человека к цифровой среде. Их и использовали в дальнейшем исследовании.
Что влияет на отношение студентов к цифровой среде
В исследовании среди студентов приняли участие 1582 учащихся из разных вузов России (1059 человек) и Беларуси (523 человека). В выборке респондентов 1325 девушек (84%) и 257 юношей (16%).
Участникам предложили пройти несколько анонимных опросов в «Google Формах». Каждый из них измерял отдельные компоненты своего отношения к цифровой среде. Например, для выявления личностных черт учёные использовали пятифакторный опросник личности, включающий экстраверсию/интроверсию, доброжелательность, добросовестность, нейротизм (эту черту проявляют повышенная тревожность и низкая самооценка) и открытость опыту.
Также для измерения отношения к ЦОС исследователи применили собственную «Шкалу оценки ЦОС университета». В неё включены шесть индикаторов: удовлетворённость учебным процессом, удовлетворённость коммуникативным взаимодействием, стресснапряжённость, необходимость поддержки, нечестные стратегии при контроле знаний и доступность ЦОС. Оценки по этим индикаторам складываются в общий балл — чем он выше, тем положительнее человек относится к цифровой среде вуза.
Затем, чтобы определить, какие именно характеристики больше всего влияют на отношение к ЦОС, исследователи разделили всех респондентов на три группы:
- те, кто очень хорошо относится к ЦОС, принимает её («энтузиасты»);
- те, кто относится к ЦОС отрицательно («скептики»);
- те, кто относится к ЦОС нейтрально.
Данные группы, показавшей нейтральное отношение, из дальнейшего анализа исключили, потому что именно характеристики «энтузиастов» и «скептиков» могли бы ярче всего подсветить, какие факторы влияют на положительное или отрицательное восприятие цифровой среды.
Исследователи обнаружили, что наиболее важными оказались эмоциональные факторы — то есть переживания студентов, возникающие во время учёбы. В первую очередь это чувство пустоты (как отсутствие содержательности, смысла в деятельности) и удовольствие.
Как показали данные, эти факторы действуют в противоположных направлениях. Чем больше удовольствия испытывает студент, тем лучше он относится к ЦОС. Чем сильнее чувство пустоты, тем хуже воспринимается цифровая среда.
Ещё один значимый показатель — это усилие. Если студенту в ЦОС приходится прилагать много усилий, то он испытывает к этой среде отторжение. Чуть меньшее значение имеют характеристики саморегуляции — умение моделировать условия для достижения цели, программировать свои действия, настойчивость и оценка своих результатов.
А вот личностных черт среди значимых факторов совсем не оказалось. То есть они не влияют на то, как студент воспринимает обучение в цифровой среде.
От чего зависит отношение преподавателей к цифровой среде
Такую же методику исследования применили и к преподавателям. Эта выборка состояла из 308 человек из разных российских вузов, которые используют в своей работе элементы ЦОС — например, электронные курсы и библиотеки контента, вебинарные платформы и сервисы для тестирования. Возраст респондентов составил от 23 до 77 лет.
Сначала им предложили ответить, считают ли они обучение в ЦОС лучше или хуже традиционного очного обучения. Только 16 человек (5,2%) выбрали вариант «лучше». Почти половина (143 человека, 46,8%) ответили, что цифровой формат обучения хуже традиционного. Ещё 149 человек (48,4%) считают, что ЦОС не хуже и не лучше привычного обучения в аудитории.
Также выяснилось, что большинство респондентов (81%) выступают за смешанное обучение — сочетание очных занятий и цифровых ресурсов. Полный переход к дистанционному формату респонденты оценили негативно — по мнению 78% участников, это снизит качество обучения.
Читайте также:
Затем респондентов разделили на «скептиков» и «энтузиастов» по «Шкале оценки ЦОС университета». И попросили их заполнить те же самые опросники, которые предлагались студентам, — для выявления личностных черт, критериев саморегуляции, изучения эмоционально-когнитивного аспекта и так далее.
Для преподавателей в цифровой среде самыми важными оказались тоже эмоциональные переживания. Только, в отличие от учащихся, для преподавателей не важен фактор удовольствия. А вот ощущение смысла в деятельности имеет большое значение. И они тоже негативно относятся к цифровой среде, которая заставляет прилагать усилия.
Характеристики саморегуляции (планирование целей и самостоятельность) тоже играют свою роль в отношении преподавателей к ЦОС. И что любопытно, среди значимых показателей появились и личностные черты — открытость опыту и доброжелательность.
То есть, по словам Натальи Радчиковой, чем больше смысла видят преподаватели в своей деятельности и чем сильнее выражена в них открытость новому опыту и доброжелательность, тем лучше они воспринимают цифровую образовательную среду.
Какие плюсы и минусы видят в цифровой образовательной среде преподаватели
Отношение преподавателей к ЦОС исследователи изучили ещё по одной выборке. В эту группу вошли 150 преподавателей из российских вузов, возраст участников — от 25 до 78 лет. Из этого числа 110 человек имеют опыт разработки электронных курсов и преподавания в ЦОС, а ещё 40 человек в цифровой среде ранее не работали.
Всех преподавателей спросили, какие преимущества для студентов и преподавателей они видят в цифровой среде. Чаще всего респонденты называли доступ к учебным материалам в любое удобное время, индивидуализацию и гибкий график обучения, возможность эффективно организовать самостоятельную работу учащихся и развитие у студентов навыков самоорганизации, удобное создание тестов и других оценочных средств.
Затем респонденты назвали недостатки ЦОС для студентов и преподавателей. Среди самых распространённых вариантов оказались технические сбои и неудобство работы с электронным курсом, нехватка личного контакта между преподавателем и аудиторией, неумение студентов планомерно учиться, нехватка цифровых компетенций у преподавателей и недостаточная техническая поддержка в ЦОС.
Проанализировав ответы, исследователи обнаружили, что, независимо от опыта преподавания в цифровой среде, у педагогов складывается примерно одинаковое представление о её плюсах и минусах. Однако опытные пользователи цифровой среды придают меньше значения техническим сбоям и недостатку технической поддержки, тогда как у другой группы эти факторы вызывают опасения.
Также всех респондентов попросили заполнить «Шкалу оценки ЦОС университета». Между выделенными группами «энтузиастов» и «скептиков» не обнаружилось различий по возрасту, стажу работы, учёной степени. А вот опыт работы в ЦОС оказался важным фактором. Среди опытных пользователей — 62% «энтузиастов», а среди тех, кто не работал в цифровой среде, — только 23%. Впрочем, это вполне объяснимо.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!