«Прохождение цикла за циклом — это и есть „карьера“ преподавателя»
Философ Михаил Игнатов о том, как замечать в профессии лучшие моменты и спокойнее относиться к рутине.
Иллюстрация: Geralt / Pixabay / Toppng / Annie для Skillbox Media
Михаил Игнатов
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и управления Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова. В своём Telegram-канале рассказывает о работе в вузе и пишет об актуальных событиях с точки зрения философа. С разрешения Михаила публикуем его недавний пост.
Безысходность.
Вот такое слово лучше всего описывает то, что можно увидеть в глазах преподавателей вузов.
Нет, не страху ради написано. И ни в коем случае не ради пафоса в духе «все мы жертвы управленческого Левиафана». Дело в том, что безысходность — это очень удобное состояние. Если, конечно, понять, из чего она состоит.
Безысходность — это состояние зацикленной жизни. А прохождение цикла за циклом — это и есть «карьера» преподавателя.
Первый цикл — это сам учебный год. Тут всё понятно. Вот учебный год, вот расписание, вот учебный план. И так год за годом. Каждый год глаза студентов всё моложе и моложе, просто потому что мы всё старее и старее. Каждый год отпуск и первое сентября. И одно и то же удивление: «Что, уже всё?»
Второй цикл — публикационная активность. Есть «эффективный» договор, в нём план по количеству публикаций. И стоит только его выполнить, как пора начинать вновь. Это как с картошкой. Только выкопал, давай сажай опять) Для крестьян такое положение дел было обыденным, а для преподавателей… Ну мы обманываться рады, а потом с удивлением смотрим на истинное положение дел. Истинное положение дел проявляется, когда надо заполнить кабинет «со стимулами» и план научной деятельности.
Третий цикл — аккредитация вуза. Проще говоря, проверка. Не только аккредитация, а всё.
Просто слово «аккредитация» стало во всех вузах синонимом слова «насилие». Насилие — это большая проверка, включающая в себя «мистико-магический» опыт и большую потерю нервов.
Это когда никому ничего не понятно. Ни проверяющим, ни проверяемым. Но неизбежно. И как бы кто ни готовился, ни пытался себя обезопасить, всё равно неизбежно. Убежать от неё можно только временно, но это породит лишь больший объём «насилия». В общем, лучше «бить первым».
Если не принять эти три цикла, то безысходность становится злой, убивающей «карьеру». Это очень опасная ловушка, да. В неё попадают те, кто, смотря на аксакалов (старую профессуру), думает, что раз они так не спеша топают по коридорам, то и нам так же можно.
У старичков уже всё случилось, у нас случится тоже, но другое. И Болонская система тут ни при чём. Отменяй не отменяй, а показатели останутся.
Если же поступить наоборот, не просто знать, а осознать неизбежность, то хотя бы удивляться не приходится. То, что удивляет многих, становится рутиной.
Всё, что стало рутиной, в конечном итоге станет фоновым процессом. То есть не будет отвлекать от хороших, даже прекрасных моментов преподавательской жизни. Блеска глаз студентов, которым нравится слушать предмет. Хорошей публикации, где «живые» мысли, а не компиляция чужих изречений. Успешно пройденной проверки «как надо».
И отпуск. Да.
Отпуск — безысходная неизбежность. К ней тоже надо быть готовым.