Мероприятие прошло 7 сентября в международном мультимедийном центре МИА «Россия сегодня».
Основные нововведения описал директор фонда Иван Есин. У «Билета в будущее» сменился оператор — теперь им стал Фонд гуманитарных проектов, а ранее эту функцию выполнял союз «Молодые профессионалы». И теперь ученики 6-11-х классов из всех российских регионов смогут поучаствовать в проекте на новой цифровой платформе (изначально он был на другом сайте).
В чём суть инициативы
Напомним, «Билет в будущее» запустили в 2018 году в рамках нацпроекта «Образование». Цель — сформировать у учащихся средней и старшей школы навыки по осознанному выбору будущей профессии. Проект включает профориентационное тестирование на цифровой платформе и различные офлайн-мероприятия. В 2020 году к нему присоединились 80 регионов России.
Какие возможности даёт новый формат
Теперь в проекте будут принимать участие все 85 регионов России. Кроме онлайн-тестирования, дети смогут пройти профессиональные профориентационные пробы в парках «Россия — Моя история». В регионах, где таких парков нет, пробы организуют на базе вузов, средних профессиональных образовательных учреждений, партнёров-работодателей и технопарков.
Что касается онлайн-платформы, то она состоит из двух сегментов — общедоступного и школьного. В общедоступном все желающие смогут пройти «примерочную профессий» — это различные тесты, викторины, виртуальный тур по мультимедийной выставке, отдельный раздел для родителей, а также статьи и видеоролики о профессиях и их представителях.
Доступ к закрытому сегменту откроют только для зарегистрированных на платформе школ и их учеников. Там будут интерактивные тематические онлайн-уроки с использованием специальных пособий.
Отмечается, что все активности и материалы разработаны при поддержке и содействии Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» и психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Участие в обоих сегментах бесплатно. Все расходы на себя берёт государство.
Читайте также:
Есин добавил, что обновлённый проект предназначен не только для учащихся, но также для родителей и учителей. Родители, например, смогут пройти тесты, чтобы узнать, совпадают ли их ожидания с карьерными устремлениями детей. А контролировать активность школьников на платформе и помогать им будут педагоги-навигаторы. Для них предусмотрено специальное обучение. Его пройдут более 5 тысяч человек.
Когда всё это заработает
Сообщается, что регистрация на платформе начнётся уже в сентябре, а с 1 по 15 октября пройдёт Всероссийский профориентационный урок, который даст старт проекту в образовательных учреждениях. Организаторы рассчитывают, что участниками закрытого сегмента станут свыше 300 тысяч учащихся.
Читайте также:
Зачем школе центр карьеры и как его создать не для «галочки»
Ключевое мероприятие проекта — «Фестиваль профессий». Он состоится с 15 октября по 30 ноября в Санкт-Петербурге на площадке исторического парка «Россия — Моя история».
Что ещё делается для профориентации
Недавно стало известно, что сотрудники УрФУ и рекрутеры крупных российских компаний разработали для школьников навигатор по профессиям и сферам работы. Он включит в себя 1800 профессий и охватит более 30 сфер.
Похоже, профориентация постепенно становится одной из центральных тем в образовании. Не только в вузах, но и в школах. Причём особенно государство заинтересовано привлечением молодёжи в IT-сферу.
Проблема с выбором будущей специальности действительно существует. По данным рекрутинговых онлайн-платформ HeadHunter и SuperJob, более 40% россиян работают не по профессии. А недавно проведённый среди нынешних студентов опрос показал, что выбранная специальность нравится 46% из них, но при этом 40% не уверены, что будут работать в этой сфере. Сами школьники говорят о том, что они хотели бы понимать, как выбирать профессию, но их этому, к сожалению, не учат.
Получается, что значительная доля абитуриентов ошибается с выбором профессии либо выбирает направление для учёбы случайным образом. Однако стоит отметить, что причиной этого явления может быть не только недостаток помощи школьникам с профориентацией, но и сложности с поступлением на те направления подготовки, которые нравятся, что приводит к стратегии «пойду туда, куда хватит баллов». Мы рассказывали об этом в статье об образовательном неравенстве при зачислении в вузы.