Образование
#новости

Проект по поддержке отстающих школ «500+» хотят продлить ещё на два года

Власти довольны результатами, полученными за полтора года его работы.

Проект обсуждали 27 апреля на пресс-конференции, посвящённой обновлению карты качества образования. Участниками мероприятия были глава Рособрнадзора Анзор Музаев и директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко.

Что это за проект

«500+» запустили в июле 2020 года под лозунгом «Важен каждый ученик». Задача проекта — повысить качество школьного образования в России и войти в топ-10 мировых лидеров по этому показателю. Если точнее, то название программы отражает задачу достичь в каждой российской школе высокого уровня функциональной грамотности — не менее 500 баллов по шкале PISA.

Напомним, PISA (Programme for International Student Assessment) — международное мониторинговое тестирование, которое проходит под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития. В нём участвуют 15-летние школьники со всего мира. Основу тестирования составляют тесты на читательскую, математическую и естественно-научную грамотность. Вместе эти типы грамотности объединяются под общим понятием функциональной грамотности.

Суть проекта «500+» в том, что учебные заведения с низкими образовательными результатами и работающие в сложных социально-экономических условиях получают адресную поддержку от более успешных коллег. Помощь также предоставляют отдельным ученикам, которые испытывают трудности в обучении.

Согласно изначальному плану проект должен был завершиться в этом году.

О чём рассказали участники пресс-конференции

Анзор Музаев напомнил, что за мероприятия в рамках проекта «500+» ответственны Рособрнадзор и ФИОКО. По его словам, есть предложение продлить действие этой программы ещё на два года. Он отметил, что правительство поддержало идею, потому что проект оказался действительно эффективным. Глава Рособрнадзора рассказал, что недавно посетил с рабочей поездкой один из регионов, где встретился с директором школы, попавшей в начале реализации программы в список аутсайдеров.

«И вот по отзывам директора, когда они начинали и вошли в этот перечень, им было очень обидно. Она не скрывает, что результаты действительно их самих коробили, но как-то тяжело они восприняли всю эту информацию. А дальше началась у них работа. И вот сейчас она, как руководитель с тем же педагогическим коллективом, через полтора года <…> говорит, что и она, и весь коллектив совершенно по-другому мотивированы, совершенно по-другому работают», — отметил он.

Упомянутая школа работает в связке с несколькими сильными образовательными учреждениями и методистами. По словам главы Рособрнадзора, в субъекте, который он посетил, существует свой рейтинг школ — и теперь эта школа там в топе вторая.

Как происходит взаимодействие слабых и сильных школ

Директор ФИОКО подробно описал, как именно организована поддержка отстающих учебных заведений в рамках проекта.

По его словам, сначала проводят детальную диагностику образовательной организации. Она включает анкетирование руководства, учителей, детей и родителей. После этого составляют так называемый рисковый профиль, чтобы стало понятно, в чём именно у школы проблемы.

Школа получает куратора — директора успешного учебного заведения. Предпочтение отдают руководителям не гимназий и лицеев, а самых обычных школ, работающих в рядовых условиях, но с сильными управленцами. Кураторы помогают составить программы развития. Сергей Станченко добавил, что вытянуть школу из кризиса можно за полтора-два года — при условии, что и директор, и педагогический коллектив действительно стараются и хорошо понимают свои задачи.

Причём первое время (год) школу сопровождают довольно плотно, а потом кураторство переходит в режим консультирования и мониторинга ситуации.

Проект «500+» — не единственный пример передачи опыта сильных школ слабым. Так, на Гайдаровском форуме в январе этого года министр просвещения Сергей Кравцов рассказал, что на основе подходов частной школы «Летово» разрабатываются программы повышения квалификации для российских педагогов.

Между прочим, в Китае, Южной Корее и Японии существует очень необычный для наших реалий метод передачи успешного опыта — перевод лучших педагогов и директоров в слабые школы. Результаты, правда, неоднозначные. Мы рассказывали об этой практике подробно.

Что с PISA, на успехи в которой нацелен проект «500+»

В этом году должна состояться очередная волна исследования PISA. Правда, на международном уровне Россия в нём участвовать не будет — недавно стало известно, что по политическим причинам ОЭСР исключила страну из числа участников. Но на той же пресс-конференции Анзор Музаев пояснил, что тестирование по тем же моделям у нас всё же пройдёт, поскольку у России есть банки заданий и свои опытные эксперты, методисты. «И с миром мы тут тоже себя сами сравним без их участия. Тоже проблем нет» — сказал он.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована