Соответствующий закон Владимир Путин подписал 21 ноября. Документ вносит изменения в федеральный закон «Об образовании в РФ».
О чём речь
В перечне структурных подразделений, которые могут иметь образовательные организации, теперь названы учебно-производственные комплексы (УПК).
Уточняется, что УПК создаются для организации практической подготовки тех, кто учится:
- на основных профессиональных образовательных программах (то есть тех, что реализуют колледжи, техникумы и вузы);
- на основных программах профессионального обучения (это программы подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, а также их переподготовки и повышения квалификации);
- на дополнительных профессиональных программах (повышение квалификации и профпереподготовка).
Кроме того, эти комплексы будут предоставлять учащимся и выпускникам временную работу. Ещё одна задача — производить товары, выполнять работы и оказывать услуги с использованием материально-технической базы УПК по профилю обучения.
А ещё в законе закреплено право учебных заведений, которые реализуют основные программы профобразования (а это среднее профессиональное, то есть СПО, и высшее профессиональное), трудоустраивать студентов и выпускников в свои структурные подразделения, созданные для практической подготовки, опытно-конструкторских работ, научной, творческой и иной деятельности. Кроме того, учебные заведения могут содействовать трудоустройству в свои хозяйственные общества и партнёрства, которые применяют их результаты интеллектуальной деятельности.
«Студенты колледжей теперь смогут совмещать учёбу с работой, и при получении диплома у выпускников уже будет первая запись в трудовой книжке. Закон также направлен на повышение финансовой устойчивости самих колледжей, так как на базе учебно-производственных комплексов откроется производство товаров, будут выполняться работы по профилю колледжа, а полученная прибыль пойдёт на развитие образовательных организаций и на зарплату студентов», — прокомментировал Министр просвещения Сергей Кравцов.
Что предлагалось изначально
На этапе внесения законопроекта в Госдуму его текст несколько отличался от итогового. Тогда речь в нём шла только об учреждениях системы СПО. Задачи комплексов тоже были описаны по-другому:
«…для практической подготовки обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, проведения их промежуточной и итоговой аттестации, может осуществляться приносящая доход деятельность, связанная с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг, по профилю реализуемых ими образовательных программ».
Уточнялось, что прибыль, полученная в результате такой деятельности, должна направляться только на развитие самих УПК и создавших их образовательных учреждений.
А в пояснительной записке к законопроекту говорится, что его разработали, чтобы расширить возможности образовательных учреждений в области практической подготовки студентов и обеспечения их трудоустройства. Кроме того, предполагалось закрепить необходимость содействия в этом со стороны учебных заведений. Однако в результате они не обязаны этого делать, а лишь получили такое право.
Ни в тексте закона, ни в пояснительной записке создание производственных комплексов не связывается с каким-то конкретным государственным проектом, так что воспользоваться возможностью создания УПК может фактически любой колледж или вуз.
Какие есть инициативы в этой сфере
На самом деле при некоторых образовательных учреждениях уже действуют похожие на УПК структуры. Во-первых, проект «Молодые профессионалы», являющийся частью большого федерального проекта «Образование», предусматривает создание в системе СПО мастерских, оснащённых современной материально-технической базой. Некоторые такие мастерские уже работают, к концу текущего года их должно быть уже не менее 3100, а концу 2024-го — 5 тысяч.
Помимо этого, летом 2021 года стало известно, что в России появится ещё и модель колледжей-заводов. Это планировалось в рамках программы «Профессионалитет», которую запустили в 2022-м в 70 образовательных организациях. Это федеральный проект в рамках СПО, который предполагает:
- сокращение сроков обучения (до двух лет — для рабочих профессий и специальностей, до трёх лет — для более технологичных);
- получение учащимися максимума практики, стажировки на реальных производствах и, что самое главное, трудоустройство.
Правда, в итоге модель предполагает не создание новых учебно-производственных комплексов, а объединение колледжей и реальных предприятий индустрии в кластеры. Это должно сделать образование более практико-ориентированным и приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка труда, точнее даже к потребностям конкретных работодателей. Смысл в том, что работодатели помогают оснащению материально-технической базы колледжей, участвуют в разработке более прикладных профессиональных программ и организуют у себя стажировки, получая в итоге подготовленные кадры. В марте стало известно, как именно хотят организовать эти кластеры.
Однако объединение с работодателями в кластер, очевидно, не мешает колледжу открыть ещё и УПК.
Читайте также: