На сайте Кремля опубликован перечень поручений, составленный по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, которое состоялось 18 июля 2022 года. Всего глава государства утвердил 54 поручения в различных сферах, в том числе в образовании.
Что там сказано об укомплектовании школ педагогическими кадрами
Третий пункт президентского перечня затрагивает активно обсуждаемую в последнее время тему — укомплектование школ учителями-предметниками.
«Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации с учётом ранее данных поручений разработать и реализовать комплекс мер по укомплектованию государственных и муниципальных общеобразовательных организаций учителями, в том числе учителями математики, физики, информатики, и повышению качества их подготовки», — говорится в документе.
Отчёт по принятым мерам ответственные лица должны будут предоставить 15 сентября, а затем докладывать о состоянии дел каждые полгода.
Отдельное упоминание учителей математики, физики и информатики появилось неспроста. Большое внимание в документе уделено концепции технологического развития. Так, среди других поручений в сфере образования — разработка мер по повышению привлекательности инженерно-технических профессий и оснащению учебных кабинетов отечественным лабораторным оборудованием, а также увеличение нормативных финансовых затрат на подготовку кадров «в области инженерного дела, технологий и технических наук, информационно-коммуникационных технологий, информационной безопасности и компьютерных наук».
Что известно о нехватке учителей в школах
Как уже упоминалось выше, дефицит педагогов — вопрос широко обсуждаемый и достаточно противоречивый, даже если ориентироваться только на официальные источники.
Так, согласно сообщению ТАСС, министр просвещения Сергей Кравцов в начале августа заявил, что все школы страны готовы к учебному году и что «никаких вопросов, связанных с обеспечением учителями, нет, все вакансии максимально закрыты». При этом проблема, судя по всему, всё-таки существует. Как сообщает РИА «Новости», это признал замминистра просвещения Александр Бугаев на Восточном экономическом форуме:
«Нам, конечно, есть ещё где работать — и, в частности, здесь, в Приморье. Мы прекрасно понимаем, что есть серьёзные проблемы с педагогическими коллективами, и необходимо здесь дополнительные меры предпринимать по подготовке педагогических кадров».
В опросе РАНХиГС, проведённом в 2021 году в Псковской, Самарской и Ярославской областях, только 5% учителей заявили о наличии существенного кадрового дефицита. Ещё 37% педагогов отметили отсутствие дефицита кадров в школах. Но при этом, по оценке руководителя Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, в 2021 году в школах страны не хватало 250 тысяч учителей.
Отдельный вопрос — повышение среднего возраста педагогов. Как прогнозирует президент Российской академии образования Ольга Васильева, к 2029 году в школах окажется не более 6% учителей моложе 30 лет. По её же словам, не более 30% выпускников педагогических вузов идут работать по специальности. И она же недавно упоминала про недостаточную подготовку учителей именно естественно-научной и физико-математической специальности.
Помогут ли решить проблему новые меры по укомплектации школ, а также уже разрабатываемые проекты (например, экспериментальная модель расчёта зарплат учителей в зависимости от квалификации и концепция совершенствования педагогического образования) — покажет время.