На эту тему в интервью для Naked Science высказалась доцент кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) Елена Середкина.
По её мнению, у ChatGPT есть немало преимуществ. Например, благодаря тому, что чат-бот способен на двустороннюю коммуникацию, с ним можно не только вести диалог, но и корректировать его ответы. Это возможно, если дополнять их или задавать наводящие вопросы. Таким образом, пытаясь добиться качественных ответов от нейросети, человек может развивать коммуникативные навыки, а также учиться быть разборчивым и требовательным.
Кроме того, при помощи ИИ можно развивать исследовательские компетенции. Это объясняется тем, что с его помощью можно получить доступ к очень большому массиву данных, а значит, и написать более качественную работу.
А ещё ChatGPT способен предлагать интересные идеи, которые учащиеся могут развить. Помимо этого, преподаватель может поставить такую задачу, которая побудит учащихся создать решение или продукт лучше, чем может предложить нейросеть. Это позволит развить креативность. Наконец, с помощью чат-бота можно развивать критическое мышление, поскольку с ним можно обсудить любую проблему с разных сторон.
Елена Середкина отметила, что если объединить возможности ИИ с интуицией, сочувствием и мудростью человека, то можно принимать более эффективные решения.
При этом она подчеркнула, что у ChatGPT есть и явные минусы:
- поскольку чат-бот генерирует свои ответы исходя из наиболее популярных среди людей утверждений, то вместо правды он может непреднамеренно выдавать дезинформацию или субъективные мнения («галлюцинировать»);
- у нейросети есть пробелы в знаниях, поэтому ответы бота могут быть непрозрачными, а ещё иногда содержат логические ошибки;
- поскольку ChatGPT часто используют для академического мошенничества, чтобы выдать ответы нейросети за свои письменные работы, у учащихся не формируются такие важные навыки, как умение работать с информацией и критически её осмыслять, а также самостоятельно писать тексты.
Кстати, не так давно стало известно, что в Оксфордском университете студентам, изучающим экономику и менеджмент, посоветовали использовать нейросети при подготовке черновиков их эссе. Преподаватель, выступивший с этой инициативой, считает, что это поможет учащимся написать работы гораздо лучше, чем они могли бы подготовить самостоятельно.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!