Преподаватель психологии в Ливерпульском университете Хоуп Тобиас Травински рассказал в колонке для издания Times Higher Education о том, почему он изменил подход и перестал делать подробные презентации к лекциям. К этому он призывает и коллег.
Однажды студенты Травински пожаловались, что в его презентациях к лекциям недостаточно материалов для подготовки к экзаменам. Так он с удивлением обнаружил, что некоторые учащиеся даже не пытаются искать дополнительные материалы, а вникают в тему исключительно по доступным им слайдам.
Преподаватель решил бороться с этим, потому что никакая презентация не может заменить чтение, размышления и последующие выводы, которые должны делать сами студенты. С тех пор Травински предоставляет студентам в слайдах лекций только базовые материалы и размещает в свободном доступе лишь половину всех презентаций. Это, по его словам, мотивирует студентов ходить на пары, ведь записей лекций не ведётся. Каждая лекция начинается с ключевого вопроса по рассматриваемой теме. В серии слайдов, посвящённых ответу на него, преподаватель предоставляет данные из исследовательских работ и ссылки на них. Завершает презентацию короткий вывод.
Тобиас объясняет, что цель такого подхода — помочь сориентироваться в материалах для чтения, побудив студентов к самостоятельному обучению. А потворствовать ожиданиям студентов в том, что для изучения предмета и сдачи экзаменов достаточно познакомиться с презентациями, по мнению Тобиаса Травински, — нарушение обязанностей преподавателя. «Это пример того, как вместо улучшения учебного процесса образовательные технологии подменяют его непродуктивным „кормлением с ложечки“», — считает он.
В своей колонке преподаватель ссылается на результаты метаанализа исследований, согласно которому лекции с презентациями не оказывают никакого положительного эффекта на образовательные результаты по сравнению с занятиями, во время которых преподаватель использует только доску для записей. То есть урезание слайдов до минимума вряд ли навредит учёбе.
По мнению Травински, при отказе от подробных презентаций важно предупредить об этом учащихся и объяснить им, что это делается ради того, чтобы научить их работать с источниками информации самостоятельно.
Исследования говорят о неоднозначной реакции студентов на полный отказ от презентаций и замену их другими материалами. Так, в Ливерпульском университете имени Джона Мурса в качестве эксперимента заменили традиционные слайды в одном из модулей инженерного курса на один PDF-файл, который предоставляли студентам в начале семестра. Этот файл содержал всё, что связано с модулем, включая лекционные материалы, примеры и инструкции. По итогам модуля 44% студентов высказались о том, что такая подача материалов лучше, но почти столько же — 39% — не смогли занять определённую позицию в этом вопросе.
Ранее стало известно, что посещаемость очных лекций студентами зависит в том числе от того, какой формат обучения считают нормой их однокурсники. Студенты решают, пойти на лекцию или посмотреть её позже в записи, под влиянием нескольких факторов: это личное мнение о пользе или бесполезности лекции, а также то, настаивает ли преподаватель на посещении своих лекций, и то, какой вариант нормы сложился у однокурсников.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!