Презентации карты была посвящена пресс-конференция с участием главы Рособрнадзора Анзора Музаева и директора Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергея Станченко. Мероприятие прошло 27 апреля в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Что это за карта качества образования
На интерактивной карте, кликнув по любому региону, можно увидеть, в каком состоянии там находится школьное образование. Оценка формируется из 12 показателей, среди которых, например, достижение минимального уровня подготовки и достижение высокого уровня подготовки, функциональная грамотность, использование компьютеров, поступление выпускников школ в вузы своего региона. Критериев ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) там нет. Это принципиальная позиция создателей ресурса. Они считают, что заложенные в карту 12 показателей дают более объективную картину.
Кстати, ранее в Рособрнадзоре объяснили, почему не публикуются данные о результатах ЕГЭ в разных регионах. Предполагается, что это приводит к их некорректному использованию и искажению.
На пресс-конференции Анзор Музаев напомнил, что карта — продолжение работы, которую начали в прошлом году. Ранее мы подробно писали о ней.
На сайте, где размещены результаты исследования, уточняется, что оно проводилось по итогам 2021 года.
Что известно о новой волне исследования
Если раньше данные в карте качества школьного образования можно было увидеть только на региональном уровне, то теперь — ещё и на муниципальном.
Вторым важным моментом стало то, что ведомства решили отказаться от системы рейтингования. То есть если год назад по итогам оценки определились регионы-лидеры, то в этом году сравнивать их по сумме баллов не стали. Однако лучшие регионы всё же выделили в рамках отдельных критериев, по которым оценивали качество образования. Среди лидеров не только Москва и Санкт-Петербург, но также субъекты вне центральной части России.
Глава Рособрнадзора также объяснил, почему оценка качества школьного образования проводится по небольшому количеству критериев:
«У нас 12 отдельных показателей. Конечно, можно задаться вопросом, а почему их не больше, можно очень серьёзно подходить к показателям, привередливо, так сказать, к формулировкам и к тому, из чего они формируются, но Рособрнадзор и Федеральный институт оценки качества образования подходили к выбору этих показателей осознанно. Мы отбирали на данный момент времени только то, что у нас возможно собирать автоматизированным путём, не создавая дополнительной нагрузки на образовательные учреждения, на муниципалитеты, на регионы, и те данные, которые мы считаем верифицированными и объективными».
По его словам, то, что какие-то показатели качества в этот раз не используются, не значит, что позднее их не включат в перечень для оценки. Он также отметил, что корректировать показатели всё же собираются. По его словам, планируется ежегодно обсуждать эту тему с регионами и экспертами.
Система ранжирования регионов немного изменилась. Спикеры напомнили, что в прошлом году регионы делили на три группы: зелёные (где всё в порядке), жёлтые (со средними показателями) и красные (вызывают беспокойство). Теперь же вместо одной жёлтой группы сделали две: светло-зелёную и оранжевую.
«Это значит, что мы вводим понятие, что, условно, это не просто средняя ситуация, вот жёлтый у нас цвет был, а средняя ближе к хорошей, к максимальному достижению, или средняя ближе к ухудшению. То есть по этой цветовой гамме тоже можно понимать, какая ситуация», — пояснил Анзор Музаев.
Для кого предназначена эта карта
На пресс-конференции пояснили, что этот ресурс рассчитан прежде всего на управленцев разного уровня:
- вице-премьеров, которые курируют соответствующие направления;
- губернаторов;
- руководителей районных отделов образования;
- региональных министров образования и руководителей департаментов образования;
- сотрудников Рособрнадзора, Минпросвещения и Минобрнауки.
Анзор Музаев отметил, что ведомство регулярно получает запросы на тему средних баллов ОГЭ и ЕГЭ в разных регионов и возможности рейтинговать регионы по качеству образования. Теперь же необходимости делать такие запросы нет, поскольку карта отражает положение дел во всех регионах и муниципалитетах по разным показателям, и это куда объективнее, чем если бы субъекты оценивали только по результатам школьных экзаменов.
Более того, по словам главы Рособрнадзора, если правильно применять данные ресурса и принимать правильные управленческие решения, то ситуацию можно заметно улучшить даже в течение года. Он отметил, что уже есть такие успешные примеры. Правда, в каких именно регионах, не сообщил.
Сергей Станченко, в свою очередь, отметил, что если педагогический коллектив и директор конкретного учебного заведения понимают свою задачу и работают согласно ей, то выход из кризиса занимает полтора-два года.
Читайте также: