Образование
#новости

Правительство утвердило правила для просветительской деятельности

По сравнению с проектом этот документ не сильно изменился.

Напомним, год назад вступили в силу новые положения закона «Об образовании в РФ», которые касались просветительской деятельности. Эти нормы просто устанавливали общее понятие просветительской деятельности, к которой, по сути, можно отнести почти любую информационную деятельность, осуществляемую вне образовательных программ, а также основные её принципы, которые и так следовали из других законов. Нельзя, например, осуществлять просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Конкретный порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней, согласно закону, должно установить Правительство РФ. Наконец, спустя год, эти правила появились.

В чём суть документа

В правилах сказано, что заниматься просветительской деятельностью могут органы государственной власти и местного самоуправления, а также уполномоченные ими организации. Физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица тоже вправе вести просветительскую деятельность. Иноагенты при ведении просветительской деятельности обязаны указывать свой статус. Кстати, согласно принятому недавно Госдумой в третьем чтении законопроекту иноагенты не вправе будут вести просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних (педагогическую — тоже).

Просветительская деятельность может реализовываться в форме лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и иных формах, в том числе с использованием интернета.

Получать предварительное разрешение на просветительскую деятельность нужно только в том случае, если она направлена на несовершеннолетних и ведётся с привлечением бюджетных средств. Точнее, это даже не разрешение в прямом смысле слова, а согласование программы просветительской деятельности.

Программу нужно отправить в Минпросвещения не позднее чем за 30 рабочих дней до начала её реализации, указав цели, задачи, сроки, формы и место реализации деятельности, а также целевую аудиторию, организатора и лиц, участвующих в программе, источники финансирования.

Однако если организатор — орган госвласти или местного самоуправления либо уполномоченная ими организация, то такое согласование не требуется. Не нужно оно и тогда, когда просветительская деятельность в отношении детей ведётся полностью или частично за счёт средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета.

Программы просветительской деятельности в отношении взрослых согласовывать не надо. Однако кто угодно, будь то государственный орган, юридическое лицо или бдительный гражданин, может обратиться в Минпросвещения, если сочтёт, что информация распространяется с нарушением законодательства, а если усмотрит признаки преступления или правонарушения — в правоохранительные органы.

Минпросвещения будет рассматривать такие обращения в течение десяти рабочих дней. Если ведомство обнаружит нарушения, оно направит организатору просветительской деятельности предписание устранить их или вообще прекратить распространять информацию.

Что изменилось по сравнению с проектом

Этот документ мало отличается от своего первоначального варианта. Обращают на себя внимание три поправки.

Во-первых, в итоговом тексте нет оговорки о том, что эти правила не распространяются на просветительскую деятельность, которую ведут педагоги образовательных организаций в рамках своих должностных обязанностей в отношении обучающихся и их родителей. Получается, на них правила распространяются тоже. Однако вряд ли государственным и муниципальным школам и колледжам придётся согласовывать программы просветительских мероприятий — возможно, они будут считаться организациями, уполномоченными государственными и муниципальными органами власти.

Во-вторых, из финального текста исчезло перечисление вытекающих из других законов требований, которые обязаны соблюдать все, кто ведёт просветительскую деятельность. Теперь там просто сделана отсылка к нормам, в которых эти требования и так содержатся. Это, в частности, нормы, где говорится, что нельзя распространять экстремистские материалы, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, заведомо недостоверную информацию под видом достоверных сообщений или информацию с целью опорочить гражданина либо отдельные категории граждан и т. д.

В-третьих, проект правил предполагал, что если Минпросвещения по чьей-то жалобе обнаружит нарушения в просветительской деятельности, то оно сначала направит организатору этой деятельности предписание устранить их и даст срок на это. И только если организатор этого не сделает, ведомство вынесет предписание о прекращении распространения информации. В финальной редакции Минпросвещения может сразу же вынести как предписание об устранении нарушений, так и предписание о прекращении распространения информации — на своё усмотрение.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована