О новом списке сообщило издание University World News, которое выступает в качестве его медиапартнёра.
Что это за рейтинг
Рейтинг создала базирующаяся в Швейцарии некоммерческая организация высшего образования Globethics.net. Отмечается, что на создание рейтинга ушло 18 лет. Суть проекта в том, что вместо привычных метрик он фокусируется на показателях, связанных с этикой, ценностями учебных заведений, устремлениями студентов и устойчивым развитием. Подчёркивается, что эти темы ранее не рассматривались ни в одном подобном исследовании.
«Мы предлагаем новую систему для оценки высшего образования, ключевых стейкхолдеров на предмет честности, лидерства, основанного на ценностях, и приверженности устойчивому развитию», — рассказал директор рейтинга Globethics.net Афтаб Дин.
А основатель и президент некоммерческой организации Кристоф Штукельбергер отметил, что хотя глобальные рейтинги стимулируют конкуренцию и повышение качества работы университетов, основные из них сильно смещены в сторону Запада, они не включают 95% вузов мира, а их составители зачастую предвзято относятся к результатам исследований.
Он добавил, что если посмотреть на три основных рейтинга — QS World University Rankings, Шанхайский академический рейтинг университетов мира (ARWU) и рейтинг Times Higher Education (THE), — то в топ-100, как правило, входят одни и те же вузы. По его мнению, их методология элитарна и приносит больше вреда, чем пользы. Он считает, что эти рейтинги не должны быть основным источником информации для родителей, например, из Нигерии или Китая, которые хотят отправить детей учиться за границу.
Штукельбергер сказал, что в центре внимания первого рейтинга от Globethics.net — развивающиеся страны и государства с переходной экономикой. Идея в том, чтобы оценить качество образования в них и показать, что хорошие университеты можно найти не только в США и Великобритании, а во всём мире. То есть новый рейтинг должен поспособствовать сокращению утечки умов в разных странах.
Кто вошёл в новый рейтинг Globethics.net
Всего в итоговой таблице представлено 25 вузов. Лидером стал Университет Сантьяго (Кабо-Верде). За ним следуют учебные заведения из Парагвая и Намибии.
Топ-10 рейтинга Globethics.net
Место | Вуз | Страна |
---|---|---|
1 | Университет Сантьяго | Кабо-Верде |
2 | Высший институт налоговой подготовки | Парагвай |
3 | Учебный центр здравоохранения Вельвичии | Намибия |
4 | Международный университет Кларка | Уганда |
5 | Западно-Каспийский Университет | Азербайджан |
6 | Университет Эмбу | Кения |
7 | Манипальская академия высшего образования | Индия |
8 | Университет Дель Росарио | Колумбия |
9 | Университет Маунт-Кения | Кения |
10 | Автономный университет Асунсьона | Парагвай |
Источник данных: Globethics.net
Строили рейтинг на основе опросов студентов и профессорско-преподавательского состава. Респондентам требовалось оценить по ряду показателей вузы, в которых они сами учатся или работают.
В анкете для студентов — 46 показателей, которые сгруппированы по семи темам:
- преподавание и обучение;
- процедуры оценивания;
- развитие навыков;
- социальное взаимодействие;
- их устремления;
- академическая честность;
- осознанность и целеустремлённость.
Для вопросника профессорско-преподавательского состава определили 44 показателя, которые сгруппировали по четырём темам:
- оценка работы руководства;
- значимость вуза;
- гибкость университета;
- приверженность вуза к устойчивому развитию.
Результаты опросов включили в три основные метрики ранжирования — это:
- факторы, которые мотивируют к большей приверженности честности и устойчивому развитию;
- благоприятная рабочая среда;
- устойчивость и добросовестность.
Внутри трёх итоговых таблиц представлены окончательные показатели, имеющие конкретный вес при ранжировании вузов.
За что основатель Globethics.net раскритиковал традиционные рейтинги
Дин объяснил, что традиционные рейтинги слишком сильно полагаются на «вторичные данные», такие как публикации в избранных журналах, предвзятых по отношению к западным учебным заведениям. Кроме того, они смотрят на количество лауреатов Нобелевской премии, а девять из десяти стран, получивших их, — это выходцы с Запада, уточнил он.
Кроме того, Дин отметил, что репутационные рейтинги основаны в первую очередь на ответах учёных из западных университетов, но они могут давать оценку только тем вузам, которые им известны. «Информации о других университетах в развивающихся и слаборазвитых странах очень мало. То, что у них нет ресурсов Запада, не значит, что они не производят что-то интеллектуальное», — подчеркнул эксперт.
Он добавил, что его организация признаёт ценность и важность основных рейтингов за их вклад в исследовательские программы ведущих университетов, однако «ещё есть то, что можно было бы измерить», помимо качества исследований и преподавания.
«Давайте не будем придерживаться бинарного взгляда на высшее образование, когда учреждения считаются либо исследовательскими, либо неисследовательскими. Мы говорим, что университеты многомерны и должны рассматриваться целостно», — резюмировал директор нового рейтинга Globethics.net.
Кстати, отметим, что в Московском международном рейтинге «Три миссии университета», который тоже позиционируют как рейтинг нового типа, в топе всё равно вузы США и Великобритании.
Что касается критики в адрес традиционных мировых рейтингов университетов, то она звучит уже давно и с разных сторон. Например, в прошлом году директор Центра исследований политики высшего образования (CiPES) и профессор экономики Университета Порту Педро Нуно Тейшейра заявил, что они далеко не всегда показывают объективную картину, да и польза их для образования сомнительна.
А в марте 2022-го ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий отметил, что иностранные рейтинги строятся на критериях, которые второстепенны для российской системы образования. Поэтому то, что далеко не многие российские вузы представлены в них, не должно вызывать беспокойства.
Более того, есть прецеденты, когда университеты намеренно перестают участвовать в рейтингах. К примеру, в мае три престижных китайских вуза объявили, что больше не станут участвовать в международных рейтингах, составляемых в других странах.
А совсем недавно стало известно, что Юридические школы Йеля и Гарварда не будут больше участвовать во влиятельном рейтинге лучших юридических школ U.S. News & World Report, потому что это подрывает принципы юридической профессии. По версии учебных заведений, рейтинг не стимулирует поддержку студентов с низким доходом и тех, кто начинает карьеру в общественных интересах.
Читайте также: