Образование
#новости

Появились свежие данные об успехах вузов в 2021 году

Например, стало известно, как изменились баллы зачисленных абитуриентов, число иностранных студентов и доходы университетов.

Telegram-канал «Народный research» поделился своим ежегодным мониторингом системы высшего образования. В нём отражены данные по 153 вузам за прошлый финансовый год. Выборка разбита на десять категорий в зависимости от статуса университетов, а также от их участия в проектах «5–100» и «Приоритет-2030».

Как нам пояснили авторы канала, при включении вузов в выборку, в частности, обращали внимание на их позиции в рейтинге «Интерфакс», а также на число публикаций в Web of Science за последние пять лет.

Для каждой из категорий определили средневзвешенное значение более чем по 100 показателям развития за 2021-й. Кроме того, авторы мониторинга проанализировали динамику основных критериев за 2017–2021 финансовые года и сравнили результаты 2020 и 2021 годов.

Что касается основных выводов относительно изменений, произошедших за последний год исследования, то их несколько. Например, известно, что средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов остался прежним даже с учётом непростых условий, связанных с пандемией. Причём различия по категориям вузов редко показывали динамику более 1%. Кроме того, выяснилось, что несмотря на сложности, связанные с ковидом, выросла численность иностранных студентов.

Ещё одна хорошая новость в том, что суммарные доходы учебных заведений выросли выше уровня инфляции. А вот зарплаты профессорско-преподавательского состава (ППС) в 2021 году росли медленнее, чем в среднем по экономике регионов, где расположены вузы.

Существует и другая проблема — становится всё меньше преподавателей, у которых есть учёные степени кандидата или доктора наук (в расчёте на 100 студентов). Это происходит как минимум по двум причинам: из-за того, что мало аспирантов защищаются и получают степень, и из-за строгого нормативно-подушевого финансового контроля — выделения объёма госзадания из расчёта 12 студентов на одного представителя ППС. Это приводит к уменьшению общего количества ППС — причём как со степенями, так и без.

А вот число научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) увеличивается. Но у разных категорий университетов это происходит неравномерно. Например, у вузов из проекта «5–100» количество НИОКР не меняется. Предполагается, что они уже вышли по этому показателю на максимально высокий уровень. Вторая возможная причина — у таких университетов ещё множество разных проектов, которые отвлекают их от работы с реальным сектором.

Кроме того, мог повлиять, например, и ковид, который заставил компании отказаться от наращивания портфелей высокорискованных проектов и НИОКР. Помимо этого, авторы уточняют, что выросла конкурентоспособность институтов РАН. Лучшую же динамику показали медицинские университеты, а также вузы, которые не получили существенной господдержки, — национальные исследовательские, опорные и федеральные.

Кстати, не так давно Минобрнауки поделилось первыми итогами приёмной кампании 2022 года.

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована