Образование Корп. обучение
#новости

Появились новые данные о том, сколько россиян работает не по профессии

Вообще по этому показателю существуют разные подсчёты. На этот раз речь о данных на конец 2022 года от Росстата.

К концу текущего года доля россиян, которые работают не по полученной специальности, составила более 30%. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на Росстат.

В числе причин, из-за которых не все работают по специальности, опрошенные изданием эксперты назвали медленное обновление образовательных программ, из-за чего они сильно отстают от потребностей рынка труда, а также недостаточно широкое использование технологий и современных подходов к обучению. Проще говоря, причина может быть в качестве образования. Кроме того, в этом году запросы рынка менялись особенно стремительно. Например, важную роль здесь сыграли отъезд IT-специалистов из страны, который только усугубил дефицит таких кадров, и выросший спрос на сотрудников, исходящий от предприятий машиностроительного сектора, особенно предприятий военной направленности.

На самом деле 30% — это совсем не высокий показатель. Ранее разные источники приводили другие цифры.

Какие данные поступали от других ведомств

В январе на Гайдаровском форуме заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев отметил (правда, не назвав источник данных), что работают по специальности в среднем 65% (следовательно, не по специальности — 35%). Он тогда также пояснил, что показателя в 100% никто и не требует. Дело в том, что запросы рынка труда и предпочтения самих абитуриентов не всегда совпадают.

«Рынок образования — это двойной рынок. С одной стороны, образовательная организация предлагает программу, и её должен выбрать абитуриент. С другой стороны, рынок ждёт и тоже предлагает определённые запросы, и это во многих случаях не совпадает. Поэтому даже с формальной стороны у нас нет такого критерия — 100% соответствия работы по полученному диплому», — сказал замминистра.

А в мае на третьем Всероссийском форуме промышленного туризма замдиректора департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда Денис Шамгунов привёл данные о выпускниках 2021 года. Со ссылкой на Росстат он заявил, что в указанном году лишь 24% выпускников университетов трудоустроились по освоенным профессиям. Остальные, по его словам, к окончанию учёбы осознали, что сделали неправильный выбор и не интересуются изученными областями. Тогда же выяснилось, что 50% выпускников испытывают трудности при устройстве на работу, поскольку при выборе направлений подготовки они не учли их востребованность на рынке труда.

Проще говоря, тот факт, что существенная доля выпускников не работает по профессии, связан не только с качеством образования или ошибкой в выборе специальности, но и с невозможностью найти подходящие вакансии из-за ситуации на рынке труда. Иными словами, многие выпускники и рады были бы устроиться по профессии, но работодатели в них не очень-то нуждаются либо условия труда предлагают такие, что лучше предпочесть работу не по специальности.

Кстати, по данным одного из информационных бюллетеней НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования», большинство российских студентов всё-таки собирается работать по специальности или как минимум считает этот вариант вероятным. Такое намерение зависит, в частности, от выбранного направления. То, удаётся ли это намерение реализовать в действительности, тоже зависит от конкретного профессионального направления и даже от региона, так как расклад на рынке труда может отличаться.

Работа не по специальности — уже норма?

По мнению некоторых экспертов, идея о том, что нужно обязательно трудиться по профессии, — это пережиток прошлого. Например, об этом высказался на круглом столе в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции проректор НИУ ВШЭ и заведующий лабораторией исследований рынка труда Сергей Рощин.

«Есть представление, которое …часто воспроизводится, но является немножко уже инерционным, — о том, что надо работать по специальности. Но это утверждение, характерное, я бы сказал, для эпохи где-то в лучшем случае 1980-х годов, когда по-другому была построена система образования и технологии были другие и когда речь шла действительно о гораздо более узкой специальной подготовке», — сказал он.

Сергей Рощин пояснил, что в настоящее время из-за очень быстрого обновления технологий компетенции, которые человек получает благодаря образованию, могут быть применимы в разных секторах.

Проще говоря, возможно, стоит уже смотреть на высшее образование как на фундамент для профессиональной деятельности в разных сферах. Тем более что прикладные технические навыки для конкретных профессий сейчас можно получить на краткосрочных образовательных программах, а сами профессии менять в течение жизни. Кстати, из опроса Rambler&Co известно, что среди тех, кто работает в креативных индустриях, лишь половина имеет профильное образование. А по данным базы резюме hh.ru за 2022 год, среди мужчин-программистов и разработчиков профильного высшего образования нет у 66%.

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована