Образование
#новости

Похоже, детям бесполезно специально выделять в информации главное, что им надо запомнить

Эксперимент показал, что они всё равно запомнят ещё и второстепенные детали.

Такую особенность детского внимания (рабочей памяти) выявили канадские психологи из Университета Торонто. Статья с результатами вышла в журнале Psychological Science.

Как проводили исследование

Исследователи отмечают, что во многих контекстах и областях дети учатся быстрее взрослых — взять хотя бы иностранные языки. В возрастной психологии эту особенность связывают с тем, что способность направлять и контролировать внимание у детей, особенно в дошкольном возрасте, только формируется. И вместо того, чтобы концентрироваться на одной задаче, как взрослые, они впитывают сразу большой комплекс разнообразной информации из среды. То есть заодно с «главным» дети усваивают и то, что взрослые сочли бы нерелевантным теме (условно говоря, запоминают «лишнюю» информацию), — и в ряде случаев это помогает им учиться быстрее.

В своём исследовании канадские психологи проверили, как с релевантной и нерелевантной информацией в обучении справляются младшие школьники и помогает ли им избирательно сфокусироваться, если им чётко указывать на то, что именно следует запомнить. Они организовали два эксперимента. Для сравнения в обоих участвовали и взрослые.

К первому эксперименту привлекли 35 взрослых — студентов вуза в возрасте 17–23 лет — и 42 ребёнка 7–9 лет. На первом этапе и тем, и другим показывали рисунки с различными объектами и животными — например, с грузовиком, обезьяной и снеговиком. Чтобы направить внимание участников на изображения, их попросили нажимать на кнопку каждый раз, когда очередной рисунок появлялся на экране.

На втором этапе испытуемым показывали фрагменты рисунков, и они должны были пошагово угадывать, что там изображено, — если не удавалось узнать объект с первого же шага, то добавлялся следующий фрагмент (как в пазле) и так далее. Причём половину рисунков для этого задания взяли из первого этапа, а остальные были новыми. Результат обучения на первом этапе оценивали по тому, насколько лучше по сравнению с новыми рисунками участники отгадывали знакомые изображения.

Во втором эксперименте 60 студентам и 53 младшеклассникам (среди них не было участников первого эксперимента) показывали такие же рисунки, но, напротив, просили не обращать на них внимания. Чёрно-белые рисунки служили просто фоном, на котором отображались более крупные числа жёлтого цвета. От участников требовалось выполнять задачу «N шагов назад» — то есть отвечать на вопрос, какое число они видели на экране один, два или три слайда назад. Это только звучит просто, но в действительности такая задача требует интенсивно задействовать рабочую память, и по идее у участников оставалось не так много умственных ресурсов, чтобы запоминать ещё и фоновые изображения. На втором этапе участникам предложили ту же задачу по отгадыванию объектов на рисунках, что и в первом эксперименте, потому что истинной целью эксперимента было проверить, насколько хорошо люди запомнили именно эту попутную информацию (изображения) в то время, как их просили сфокусироваться на другой (на числах).

Что выяснили психологи

По результатам первого эксперимента подтвердилось, что взрослые способны запомнить и быстрее отгадать больше изображений, чем дети. И это естественно: у взрослых больше объём рабочей памяти, выше усидчивость, а ещё больше знаний, которые помогают формировать дополнительные ассоциации и запоминать увиденное.

С задачей по запоминанию чисел во втором эксперименте взрослые, конечно, тоже справились лучше. А вот в запоминании фоновых изображений преимущество взрослых перед детьми практически исчезло: на втором этапе эксперимента школьники угадывали рисунки, которые видели на первом этапе фоном, почти так же быстро и точно, как взрослые.

Сравнение результатов двух экспериментов показало, что взрослые участники запоминали рисунки лучше, когда задача требовала на них сфокусироваться, а не когда они служили лишь фоном для других изображений. Получается, при обучении взрослых важно специально направлять их внимание на объекты, которые нужно запомнить. Для детей же такой разницы не было: участники и первого, и второго экспериментов запоминали рисунки одинаково вне зависимости от того, просили их обращать внимание на эти изображения или игнорировать их.

Как считают авторы, эти результаты подтверждают, что дети (и не только дошколята, но и младшеклассники как минимум до девяти лет) впитывают любую информацию, как губка, и усваивают знания независимо от того, пытаются они делать это сознательно или нет. А прямые инструкции о том, на что следует обратить особое внимание, похоже, играют в обучении детей ещё меньшую роль, чем считалось ранее. Возможно, для них важнее организовывать насыщенную, но не перегруженную источниками информации среду обучения.

Кстати, ранее мы рассказывали, что в школах Новой Зеландии отказываются от идеи проводить занятия в опен-спейсах и вновь делят пространство на небольшие классы. Дело в том, что не все учащиеся могли сосредоточиться и комфортно учиться в шумном помещении.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована