Образование
#новости

Подписан меморандум о воспитательной работе

Точнее, документ называется меморандумом классных руководителей, но речь в нём идёт прежде всего о воспитании учащихся.

Документ приняли по итогам Всероссийского форума классных руководителей, который проходил 9–10 октября в Москве. Как уточняется в меморандуме, его приняли, «исходя из национальных воспитательных идеалов» и понимания современных вызовов.

Определение воспитания

Большая часть документа посвящена воспитательной работе. В самом первом пункте подчеркивается, что «воспитание личности — приоритетная задача государственной политики в Российской Федерации, которая реализуется всеми ведомствами и структурами».

Авторы, в частности, указали на необходимость поддерживать отечественные педагогические традиции, поскольку это основа воспитания. Отмечается, что среди профессионального сообщества, особенно среди молодых учителей, необходимо популяризировать достижения таких специалистов, как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов, С. Л. Соловейчик и Ш. А. Амонашвили. При этом их наследие необходимо обогащать современными методами. А ещё предполагается, что педагогическое сообщество и общественность нужно проинформировать о новых наградах в сфере образования.

Кто должен заниматься воспитанием

Участники мероприятия сошлись во мнении, что воспитание в школе — работа всего педколлектива, каждый из членов которого занимается личностным развитием учащихся в рамках реализации образовательной программы. То есть в эту задачу должны быть вовлечены и классные руководители, и учителя-предметники. При этом важно обеспечить преемственность при переходе с одного уровня образования на другой, при освоении разных предметов и даже при получении дополнительного образования, а также в случае смены классного руководителя.

В меморандум не забыли внести и положения о советниках директоров по воспитанию и работе с детскими объединениями. Согласно документу, к их функциям относятся:

  • развитие деятельности детских и молодёжных общественных объединений, ученического самоуправления;
  • трансляция федеральной и региональной повестки по основным мероприятиям и конкурсам для детей и молодёжи;
  • помощь в реализации идей и инициатив обучающихся;
  • увеличение количества школьников, принимающих участие в событиях интересующего их направления;
  • точечная работа по профилактике негативных явлений в детской и молодёжной среде;
  • трансляция лучших практик и примера наставника для детского коллектива.

Сотрудничество в рамках воспитательной работы

Чтобы решать перечисленные выше вопросы, советники должны тесно взаимодействовать с классными руководителями.

Внеурочная деятельность названа в меморандуме «мощным воспитательным резервом». Отмечается, что она помогает создать единый образовательный и воспитательный процесс, потому что «формирует представление о целостной картине мира у обучающихся».

«Необходим единый согласованный календарный план деятельности общественных организаций, дополнительного образования с исключением/объединением дублирующих по содержанию мероприятий», — подчёркивается в меморандуме.

А ещё его авторы указали на необходимость сотрудничества классных руководителей и родителей школьников. Предполагается, что воспитание — единый процесс, который нельзя делить на «воспитание в семье» и «воспитание в школе». Поэтому нужно создать общий подход в этой области.

Кроме того, необходимым представляется «повышение компетентности родителей». Авторы меморандума считают, что родителей нужно побуждать к тому, чтобы они самостоятельно изучали современные материалы о том, как воспитывать детей.

Отмечается, что классные руководители вместе с семьями должны помогать школьникам формировать «ценностное отношение» к российским традиционным духовным и социокультурным представлениям, а также к традициям их семей и народов. Помимо этого, нужно пробуждать в детях гордость за свою страну, любовь к Родине. Для этого, в частности, нужно использовать классные часы и различную инфраструктуру — музеи, библиотеки, мемориалы и прочее.

О чём ещё говорится в меморандуме

Помимо прочего, классные руководители должны помогать детям знакомиться с различными профессиями, особенностями разных специальностей и запросами регионов в кадрах. Педагогам следует использовать интерактивные ресурсы и опыт федерального проекта «Билет в будущее».

В документе говорится и о том, что образование должно быть инклюзивным. Необходимо организовать системное повышение квалификации классных руководителей по соответствующей тематике.

Согласно меморандуму, педагоги должны отвечать за безопасность детей в образовательном интернет-пространстве. Правда, как именно они должны её обеспечивать, не уточняется. Однако образовательный контент предлагается подвергать экспертному анализу и маркировке. А ещё в меморандуме указано, что нужно вести базу образовательных ресурсов, которые проверены и рекомендованы к использованию Министерством просвещения.

Помимо этого, в документе подчёркивают необходимость организации непрерывного обучения педагогов и получения ими цифровых навыков. В частности, предлагается проводить комплексную диагностику компетенций педагогов, чтобы проводить обучение с учётом дефицитов знаний конкретного учителя.

Авторы меморандума посоветовали вовлекать начинающих специалистов в профессиональное сообщество, чтобы они формировали устойчивые «межпоколенческие» связи с коллегами.

Отмечается, что повышения компетентности можно достигать за счёт участия в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Учитель года».

Напомним, Всероссийский форум классных руководителей в этом году прошёл впервые, а его участниками стала тысяча педагогов со всей страны. Мероприятие организовали по поручению Владимира Путина. Чтобы поучаствовать в нём, учителя должны были пройти конкурсный отбор.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована