Подкасты и дискуссии об образовании: подборка за июнь 2023-го
Что стоит посмотреть и послушать об EdTech-рынке, высшем образовании и теориях обучения.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Как запустить EdTech‑стартап в Юго‑Восточной Азии
По итогам 2022-го Refocus — платформа по обучению IT-профессиям в Юго-Восточной Азии — стала образовательным продуктом года по версии американской платформы Product Hunt. Ещё в 2021 году основатели платформы вели бизнес в России, а сегодня они закрепились на EdTech-рынке Индонезии и Филиппин и нацеливаются на соседние страны.
Почему предприниматели выбрали именно этот регион мира, кто работает в Refocus и почему трудоустройство туда занимает не меньше месяца — в первом эпизоде подкаста.
Во второй части Александр Соловьёв рассказывает о ключевых метриках образовательного продукта платформы, о том, как трудности в обучении IT-профессиям связаны с интенсивным религиозным образованием в Индонезии и, напротив, какие плюсы для продвижения платформы создаёт местная культура.
Читайте также:
Как искусственный интеллект меняет разные аспекты образования
Кто: Иван Карлов, завлабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ; Тарас Пащенко, завлабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ; Павел Сорокин, завлабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования ВШЭ и другие.
Где: на YouTube-канале Института образования НИУ ВШЭ.
Про что: на что способен ИИ в образовании и как он меняет его смыслы.
На этом вебинаре вопрос о том, как ИИ меняет сферу образования, рассмотрели с разных сторон. Вначале был интересный ликбез для «чайников» о различных типах ИИ и их технических возможностях. Затем поговорили о том, как эти возможности можно использовать (и уже используют) применительно к задачам образования. Затронули вопрос, как учить новому виду грамотности — в области ИИ (то, что такой конструкт появился, сомнений уже не вызывает). Для этого нужен новый специальный предмет в школе или обучение работе с ИИ надо встраивать в обычные школьные дисциплины? Озвучили и радикальные перемены. Во-первых, появление ИИ повышает значимость активного обучения, а значит, и меняет педагогические подходы. Во‑вторых, как считает Павел Сорокин, появление генеративного ИИ меняет саму идею, которая до сих пор лежала в основе всей системы образования.
Читайте также:
Высшее образование как инфобизнес
Кто: продюсер онлайн-школ Иван Беляев.
Где: на канале «Инфокаст».
Про что: как продавать платные программы вузов.
В дискуссиях об EdTech-рынке часто можно услышать, что образовательным платформам есть чему поучиться у инфобизнесменов — в основном продажам. Учитывая, что спрос на платные места в вузах растёт, организациям высшего образования тоже можно заимствовать некоторые приёмы инфобизнеса.
В одном из выпусков «Инфокаста» гостем стал продюсер, который уже проводит приёмные кампании вузов по тем же принципам, что и запуски онлайн-школ. Зачем не только вчерашние выпускники школ, но и состоявшиеся профессионалы стремятся получить высшее образование, каким должен быть продажник в этой сфере и почему в эту нишу трудно проникнуть инфобизнесменам — слушайте в выпуске.
Почему выпускники ведущих вузов зарабатывают больше других
Кто: ректор МФТИ Дмитрий Ливанов и ректор Российской экономической школы (РЭШ) Антон Суворов.
Где: в подкасте РЭШ «Экономика на слух».
Про что: из чего складывается экономическая отдача от высшего образования.
Перед началом приёмной кампании в вузах России руководители двух ведущих университетов рассказали о причинах, по которым высшее образование далеко не всегда даёт на рынке труда ощутимую зарплатную премию. Обсуждаются, в частности, строгий отбор на входе, качество обучения, связи с работодателями и другие преимущества тех вузов, выпускникам которых на старте платят больше.
Кстати, оба ректора считают, что с накоплением опыта работы значение диплома снижается — и через несколько лет уже не так важно, оканчивал специалист МФТИ или малоизвестный региональный вуз. А ещё они не слишком боятся за будущее университетов на фоне роста EdTech. Например, оба уверены, что через десять лет дипломы вузов будут примерно такими же, как сегодня, — с указанием квалификации, перечнем изученных дисциплин. О других прогнозах и о проблемах образования, с которыми сталкиваются даже такие успешные вузы, как МФТИ и РЭШ, слушайте в подкасте.
Как запустить первый авторский курс
Кто: редактор и основательница образовательного продакшена «Мишка устал» Женя Иванова.
Где: в подкасте о фрилансе «Олег, где макет?».
Про что: как фрилансеру перейти от разовых консультаций к запуску курсов.
Чтобы решить, пора ли разрабатывать свой курс, долго думать не надо. Правило простое: если вы об этом задумались, то стоит попробовать.
Но с запуском точно не будет легко. В этом подкасте речь идёт о том, как протестировать свою идею курса, какие задачи придётся решать при его продвижении, когда задумываться о масштабировании и как управлять сообществами выпускников. Кроме того, участники дают советы по выбору ниши для курса и отсеиванию неперспективных тематик.
Читайте также:
Что такое субъектность и как она развивается
Кто: доктор психологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации ВШЭ Дмитрий Леонтьев.
Где: в цикле бесед «Лаборатория субъектности» МГПУ.
Про что: как в психологии появилось понятие субъектности, какими ещё терминами называют её и близкие явления и к чему ведёт несформированность субъектности у человека.
В этой записи — продолжительная встреча с известным психологом Дмитрием Леонтьевым, погружение в предметное поле субъектности и самодетерминации. Напрямую об образовании речи тут почти не идёт, но послушать выступление и ответы на вопросы будет полезно, чтобы разобраться, как между собой соотносятся понятия «субъектность», «самостоятельность», «проактивность», «агентность», «свобода» (их сейчас часто используют исследователи в образовании), и узнать, с какими стилями поведения в жизни связано наличие или отсутствие субъектности у человека. Этот феномен, кстати, Леонтьев определяет такой метафорой: «Я живу или жизнь меня живёт?» О других определениях, разнице между внутренней и внешней мотивацией, соотношении свободы и ответственности — в записи встречи.
Читайте также:
Как эффективно обучаться самому
Кто: программный эксперт и наставник в «Яндекс Практикуме» Юрий Вавилин.
Где: на канале о продуктовом подходе к образованию EdVenture.
Про что: о популярных моделях обучения и эффектах, которые мешают взрослым осваивать новые навыки.
Чтобы выстраивать образовательные программы для других, стоит знать, как вообще происходит обучение. А чтобы наполнить многочисленные теоретические модели внутренним содержанием и понять, как они работают на практике, стоит понаблюдать за собственным обучением.
На этом эфире сообщества EdVenture Юрий Вавилин описывает этапы обучения изнутри — так, как их видит обучающийся. Кроме объяснения моделей обучения, из видео можно узнать о простых способах поддержать мотивацию и не бросить начатый курс.
Как жили и учились смолянки в XIX веке
Кто: историк Никита Исанов.
Где: в подкасте «При царе Горохе».
Про что: о внутреннем устройстве и работе Смольного института.
Короткий подкаст подойдёт для знакомства с тем, как было устроено первое в Российской империи учебное заведение для девочек. Из выпуска можно узнать, сколько лет воспитанницы проводили в институте, чему их там учили и как воспитывали, с какими проблемами сталкивались ученицы и выпускницы. Например, почему они нередко мечтали оказаться в лазарете и по какой причине однажды в Великий пост туда угодили одновременно десятки воспитанниц. Но самая интересная часть подкаста — цитаты из воспоминаний бывших смолянок, например педагога и детской писательницы Елизаветы Водовозовой.
Читайте также: