Подкасты и дискуссии об образовании: октябрь-2023
Что посмотреть и послушать, чтобы быть в курсе трендов.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Кто такой учитель сегодня?
Кто: Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ, Арина Нуриахметова, соосновательница Geek Teachers, Анастасия Сельчёнок, доцент департамента информатизации образования Института цифрового образования МГПУ, Пётр Мазаев, заведующий гуманитарной кафедрой школы «Le Sallay Диалог», Кирилл Прудников, руководитель программ методических практик в Skillbox и другие.
Где: в Лектории Skillbox.
Про что: что сейчас может мотивировать пойти в учительскую профессию, чем она отличается от других профессий в образовании, что там с престижем и прочим.
В студии Лектория Skillbox собрались представители школьного педагогического сообщества, высшего образования и EdTech — и поговорили про учительскую профессию. Не только глобально, но и касаясь некоторых деталей. Например, стоит ли учителю вести блог, как держать разумную дистанцию с учениками и зачем она вообще нужна, эта дистанция.
Поскольку многие собравшиеся имеют опыт работы в разных сегментах образования, это позволило сравнить, чем работа «классического учителя» принципиально отличается от преподавания в вузе или от работы методиста в EdTech. Пётр Мазаев, к слову, вспомнил, что на его глазах довольно большое число людей перешли работать в школу из университетов. А также — как сам он в своё время не пошёл учиться в педвуз, хотя и хотел. Просто наслушался тогда мнений в духе «Ума нет — иди в пед». Но в итоге работает учителем и считает, что преподавание затягивает, как наркотик. Точнее, кого-то затягивает, а кого-то — нет, потому что понять, «твоё» это или «не твоё» можно довольно быстро.
Сейчас отношение молодёжи к поступлению в педвуз как к некоему «запасному варианту» для тех, у кого не получилось попасть куда-то ещё, похоже, ушло в прошлое. Во всяком случае, озвученная на обсуждении Евгением Терентьевым статистика говорит об этом.
Как применить знания нейробиологии в собственном обучении
Кто: Ольга Сварник, старший научный сотрудник лаборатории психофизиологии имени В. Б. Швыркова Института психологии РАН и декан факультета наук о жизни Московского института психоанализа.
Где: на фестивале «Наука 0+» в МГУ имени М. В. Ломоносова.
Про что: как учиться эффективно, опираясь на знания о закономерностях работы мозга.
В выступлении на крупнейшем научно-популярном фестивале Ольга Сварник отвечает на три вопроса: как современная наука может «заглянуть» в мозг, что благодаря этим методам известно о сохранении в памяти информации и можно ли как-то оптимизировать процесс обучения на основе этих знаний.
На примерах из научных исследований она объясняет, какую роль в обучении играет предыдущий опыт знакомства с темой, что хорошего в метафорах и аналогиях, зачем нужно интервальное повторение и почему неэффективно заучивать гору информации накануне экзамена. Лекция будет полезна всем, кто учится, — стоит поделиться ею со студентами.
Как Михаил Мокринский развивает лучшую в мире IB-школу
Кто: Михаил Мокринский, директор международной школы «Летово».
Где: в подкасте журнала EdDesign Mag «Пересборка школы».
Про что: какие идеи и педагогические подходы реализованы в «Летово».
Год назад частная школа «Летово» заняла первое место в международном рейтинге учебных заведений, работающих по программам международного бакалавриата (IB). А в этом году она вошла топ-15 международного рейтинга частных школ The Schools Index. В названии выпуска неслучайно есть слово «концептуалист» — в своих управленческих решениях директор школы Михаил Мокринский отталкивается от концепции педагогической системы, которую конструирует сам на основе идей из разных источников.
В подкасте он рассказывает о некоторых из них — от практики психодрамы до тайм-менеджмента. А ещё объясняет свои принципы подбора учителей, условия управления частной школой и то, почему даже из самой ресурсной и хорошей школы педагоги регулярно уходят. Кроме практик «Летово» в выпуске обсуждается, как в разные эпохи и в разных странах меняется социальный заказ на образование.
Как учитель из Казахстана записывает поп-хиты о химии
Кто: Улан Усенов, учитель химии и тиктокер.
Где: в подкасте «Терминальное чтиво».
Про что: могут ли быть полезными ролики для TikTok и как найти время на их выпуск.
Большинству учителей в России (да и в Казахстане тоже) будет сложно найти много общего между своим профессиональным опытом и тем, о чём рассказывает в этом выпуске Улан Усенов. Он работает в довольно необычной школе — даже по меркам частного образования объём ресурсов и степень автономии учеников и педагогов в ней очень высоки. Например, команды учеников работают над проектами от бизнес-заказчиков, родительские собрания ведут сами школьники, а в оснащении здания учитывают их предложения, даже самые необычные. Так в школе появились спортзал с напольными светодиодными панелями (чтобы для любой игры можно было включить нужную разметку поля) и горка для спуска в столовую.
А вот блогерский успех Улана Усенова — гораздо более понятная история. В подкасте он рассказывает, почему вообще считает развлекательные ролики полезными и как нашёл свой формат — песни на темы из школьной программы по химии на мотивы мировых и российских хитов.
Как ТРИЗ используют в педагогике
Кто: Евгения Гин, сертифицированный специалист по ТРИЗ.
Где: в подкасте о школьном образовании «Вы — самый худший класс!».
Про что: какими приёмами можно развивать креативность учеников.
В этом выпуске довольно много истории и теории. Ведущая и гостья обсуждают, как появилась сама теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), в чём суть ТРИЗ-педагогики и какие основные принципы в ней используются. Но есть и практические примеры: как научить ребёнка решать повседневные проблемы или как обсуждение любой учебной темы превратить в ТРИЗ-занятие, развивая креативность.
Первоочередная проблема с творческими способностями детей, признаёт Евгения Гин, всё-таки в том, что зачастую воспитание и обучение убивают любознательность и креативность. А в последние двадцать лет к ним добавился ещё один фактор: вместо того, чтобы решать задачу самостоятельно, с детства человек приучается в первую очередь «гуглить» ответ. Какие подходы и приёмы помогают преодолеть эти ограничения, слушайте в подкасте.
Как работают профориентационные тесты
Кто: Виталий Алтухов, директор по разработке и исследованиям в «Профилум».
Где: в подкасте «Эксперто патронум».
Про что: какой бывает профориентация и зачем она нужна подросткам и взрослым.
Виталий Алтухов считает, что главная задача профориентации — синхронизировать ожидания рынка труда с ожиданиями людей. В подкасте он рассказывает, как профориентационные тесты разных типов учитывают интересы, склонности, способности человека и как этот процесс устроен в «Профилуме». Кстати, он считает, что в EdTech-компаниях в целом профориентация искажена — её часто задействуют в маркетинге, но гораздо реже используют эффективные инструменты, чтобы пользователи получали компетенции в тех профессиях, которыми действительно заинтересованы и способны заниматься.
А во второй половине выпуска обсуждается текущая ситуация с профориентацией. Так, по словам Алтухова, главным направлением работы его компании стало сотрудничество со школами при посредничестве региональных властей — государство заинтересовано в подготовке нужных кадров и в том, чтобы финансировать профессиональное и высшее образование по тем направлениям, по которым люди действительно будут работать (а не получение дипломов ради «корочек»). При этом частных клиентов — например, родителей подростков, которые хотели бы помочь ребёнку сделать осознанный выбор, — у компании не так уж много.
Как глобальные макротренды влияют на EdTech
Кто: Максим Спиридонов, основатель «Нетологии», руководитель бизнес-клуба Reforma.
Где: в подкасте проекта «Ноосфера».
Про что: почему основатель «Нетологии» не занимается новыми проектами в EdTech-сфере и как видит её будущее.
Сейчас Максим Спиридонов развивает сообщество предпринимателей, потому немалая часть подкаста посвящена психологии бизнеса и тому, как формулируются миссии крупных проектов. Но в диалоге прозвучало и несколько интересных выводов о перспективах EdTech-компаний.
В частности, спикер считает, что из-за бурного развития инфобизнеса продвижение образовательных продуктов превратилось в соревнование в лукавстве обещаний — и это одна из причин, почему он больше не запускает проекты в сфере EdTech. Но есть и другие макротренды, из-за которых связанный с образованием бизнес, по его словам, в ближайшие годы может «истончиться». Например, это переизбыток контента — он сложился ещё до того, как тексты и видео начали создавать генеративные нейросети. А ещё трудности с поиском баланса между развлечением и преодолением в обучении.