Образование Корп. обучение EdTech
#подборки

Подкасты и дискуссии об образовании: интересное за декабрь 2023-го

А ещё — специальная рекомендация на зимние каникулы.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Как EdTech превращается в ExpTech

Кто: директор по стратегическому маркетингу Skillfactory Никита Старун.

Где: в подкасте «Вызов».

Про что: что важнее всего дать студентам онлайн-школы.

Первая половина этого выпуска посвящена профессиональному пути гостя и методам управления командами, которые он выработал в том числе благодаря опыту игры в «Что? Где? Когда?». Да, у телеигры с коллективным поиском ответа на загадку за 60 секунд немало общего с тем, как в современных компаниях выстраивают работу над продуктом.

Во второй части (приблизительно с 35-й минуты) обсуждается продукт, над которым Никита Старун работает сейчас в Skillfactory, — курсы по IT-профессиям. Он убеждён, что современный EdTech-рынок, по крайней мере в части ДПО, вынужден трансформироваться: суть теперь не столько в обучении, сколько в практическом опыте студентов в изучаемой сфере. Иначе говоря, EdTech превращается в ExpTech — от слова experience, «опыт».

Никита Старун раскрывает, как в Skillfactory организуют студенческую работу над реальными проектами, какие это проекты и как ещё учащимся помогают ориентироваться в новой для них профессиональной области. Кстати, ранее мы рассказывали о новой платформе, с помощью которой компании могут передать свои задачи на аутсорс студентам Skillfactory.

Как в онлайн-обучении взрослых применяют формирующее оценивание

Кто: старший методист онлайн-школы психологических профессий «Психодемия» Дарья Яковлева.

Где: в «Мастерской учителя» Института образования НИУ ВШЭ.

Про что: какие практики формирующего оценивания эффективны в онлайн-обучении.

На этой встрече опытный методист Дарья Яковлева коротко напоминает, в чём суть формирующего оценивания. По её мнению, оно просто необходимо в обучении взрослых: ведь принципы андрагогики предполагают, что взрослый учащийся не готов учиться просто ради процесса обучения, ему важно ориентироваться на конкретную цель и видеть свой прогресс.

Конечно, в реальности студенты любого возраста далеко не всегда такие ответственные и осознанные и иногда ждут, что достаточно прийти на курс и находиться на нём в пассивном режиме — а преподаватели пусть сами вкладывают все знания. Поэтому Дарья предлагает стимулировать учащихся к рефлексии, внедряя её в курсы. В основной части своего выступления она делится практиками формирующего оценивания, которые помогают это сделать.

Какая практика применения ИИ уже сложилась в вузах

Кто: проректор МГПУ по информационным технологиям Руслан Сулейманов, завлабораторией академических компетенций и управления знаниями, директор Библиотеки ТюмГУ Константин Кокарев, старший преподаватель академического департамента УИОТ ТюмГУ, менеджер по развитию библиотеки ТюмГУ Марина Бояринцева и другие.

Где: на канале Института образования НИУ ВШЭ.

Про что: про практические кейсы использования ИИ в высшем образовании.

На этом открытом семинаре прежде всего говорили, конечно, про практику применения генеративного искусственного интеллекта — а именно больших языковых моделей типа ChatGPT, — но не только об этом.

Главная проблема инструментов генеративного ИИ в том, что студенты, используя их, не ищут понимания, а ищут готовый правильный ответ, а значит, не разбираются в теме, не вникают в неё. Марина Бояринцева и Константин Кокарев в связи с этим поделилась несколькими наблюдениями и выводами из своей практики преподавания аналитического чтения.

При этом в тех вузах, которые не запрещают студентам пользоваться подобными инструментами, похоже, становится нормальной практикой создавать внутриуниверситетских чат-ботов, к которым подключена большая языковая модель, дообученная в нужных предметных областях, — чтобы студенты могли делать нужные запросы именно там. О таком инструменте в МГПУ упомянул Руслан Сулейманов, а в ВШЭ — Роман Янковский.

Что касается иных типов ИИ, то Руслан Сулейманов рассказал о программно-аппаратном комплексе, который позволяет совершенно по-новому получать обратную связь студентов о занятиях. В нескольких аудиториях МГПУ установлены видеокамеры, которые снимают, что там происходит, а программа на основе ИИ в режиме реального времени оценивает эмоциональный фон и вовлечённость присутствующих. Для этого анализируется положение головы и разных частей тела, направление взгляда. Данные загружаются в общий дашборд, открыв который можно моментально оценить занятие. В следующем году в университете хотят добавить анализ речевого контента во время занятий, но уже сейчас видно, что лекционный формат вызывает меньшую вовлечённость, чем занятия, на которых активны сами студенты.

Кто и как инвестирует в школы и колледжи

Кто: основатель Кембриджской международной школы и международной школы Heritage Ильдар Нафиков, основатель и директор колледжа IThub Михаил Сумбатян.

Где: в подкасте EdDesign Mag «Пересборка школы».

Про что: как устроен бизнес в российском частном образовании и кто им занимается.

В этом выпуске создатели частных образовательных проектов отвечают на вопросы из двух категорий.

Первая тема — об общественной роли частного образования вообще, а также на уровне школ и колледжей в частности. Например, среднее профессиональное образование люди постепенно перестают воспринимать как удел тех, кто не справился со школьной программой. Напротив, некоторые подростки и их родители считают быстрое (в сравнении с вузом) практико-ориентированное обучение оптимальной возможностью для начала самостоятельной жизни. Спикеры высказывают мнения о том, что колледжи и школы могут сделать, чтобы обеспечить старт.

Вторая тема обсуждения — затраты, риски и окупаемость бизнеса в образовательной сфере. Из диалога можно узнать, у каких инвесторов в принципе возникает интерес к таким проектам, что дороже — открытие школы или колледжа — и на какие компромиссы начинающему проекту можно пойти, а на чём сэкономить не выйдет.

От каких показателей когнитивного развития зависит успех ребёнка в школе

Кто: ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования Татьяна Тихомирова.

Где: на VI Международном форуме по когнитивным нейронаукам «Cognitive neuroscience — 2023» в УрФУ.

Про что: про некоторые факторы, которые формируют индивидуальные различия детей в школьном обучении.

В своём докладе на пленарном заседании форума по когнитивным нейронаукам Татьяна Тихомирова рассказала о продолжительном исследовании школьников в России и в Кыргызстане. Учёные исследуют различные когнитивные способности — от скорости реакции до специфических математических умений — и личностные черты детей, фиксируют различия и год за годом прослеживают траектории развития учеников. В результате удалось определить, насколько различия в успеваемости связаны с когнитивными способностями.

Кстати, на этом же заседании прозвучали ещё два доклада на темы, связанные с образованием. Так, заведующая лабораторией нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО Регина Мачинская рассказала о роли младенческого и старшего дошкольного периодов в формировании структуры и функций мозга и о том, можно ли устранить пробелы позже, если в раннем детстве что-то пошло не так.

А заведующий лабораторией клеточной нейробиологии обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабан представил новые открытия в механизмах консолидации памяти. Возможно, главную роль в этом играют вовсе не нейроны, а так называемые глиальные клетки, которым раньше отводили только поддерживающую роль.

Как преподаватели влияют на формирование мышления студентов

Кто: директор Школы образования ТюмГУ Ульяна Раведовская.

Где: на канале Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ.

Про что: как в вузе выстраивать коммуникацию со студентами.

Этот диалог начинается с вопроса о том, как Ульяна Раведовская воспринимает студентов — как «детей» или как коллег. В интервью она подробно рассказывает, почему считает более правильным второй подход.

Одна из причин смотреть на учащихся как на равных преподавателю — особенности современных студентов, которые всё больше настроены отстаивать своё мнение и сомневаться во всём. А ещё, по мнению Ульяны, у образования есть нечто общее с психотерапией — если нет личного контакта с преподавателем и пространства для свободного обсуждения, то знания не будут усвоены в полной мере. Точнее, они не будут «присвоены»: если какую-то информацию передают в готовом виде и нет необходимости разбираться самому, студент скорее её заучит, но не осмыслит.

В ходе дальнейшего обсуждения Ульяна Раведовская касается различных подходов и приёмов преподавания, которые помогают развивать самостоятельность в мышлениях и в действиях. В том числе рассказывает об их ограничениях. Например, она уверена, что игровые методы полезны далеко не всем, а иногда могут быть и опасными.

Как бороться с плагиатом среди студентов и преподавателей

Кто: доцент юрфака МГУ имени М. В. Ломоносова и эксперт проекта «Диссернет» Екатерина Афанасьева.

Где: в «Подкасте о том, как учиться на юриста».

Про что: много ли плагиата в академической среде и как его распознают эксперты.

Этот подкаст создают для студентов-юристов в центре трансформации юридического образования на факультете права НИУ ВШЭ. Но иногда в нём обсуждают и универсальные для любого направления темы. Например, плагиат и другие виды академического мошенничества.

Гостья и ведущие выпуска в течение всей своей преподавательской практики наблюдают более-менее постоянную долю списывающих студентов. Технологические изменения до сих пор не слишком влияли на ситуацию. Меняется ли что-то с появлением доступных генеративных ИИ-инструментов?

Екатерина Афанасьева считает, что создание качественной работы с помощью ИИ вообще не стоит считать плагиатом — чтобы сформировать работающие запросы для нейросети и отсеять из ответов всё лишнее, нужно действительно понимать тему. Среднестатистический же продукт «сотрудничества» студента и нейросетей никак не похож на качественную учебную работу. Проблема не в ИИ, а в том, что, похоже, студенты иногда вообще не понимают смысла письменных заданий и не знают, чего от них хотят преподаватели. Например, им может казаться, что хорошая работа — это та, что прошла проверку в «Антиплагиате».

В выпуске затронуты некоторые вероятные причины распространённости студенческого плагиата — например, такой подход к формированию учебных программ, когда и к ключевым для будущей профессии дисциплинам, и к предметам «для общего развития» выдвигаются одинаково строгие требования. А во второй половине записи Екатерина Афанасьева рассказывает о плагиате в диссертациях и научных статьях — иногда авторы списывают их и из студенческих работ.

Как преподавателю начать продвижение в соцсетях

Кто: маркетолог и SMM-специалист Аля Колычева.

Где: в подкасте «Преподы тоже люди».

Про что: как и зачем вести соцсети преподавателю.

Это выпуск для учителей, которые хотели бы продвигать себя в соцсетях, но не знают, с чего начать.

Гостья подкаста считает, что это именно вопрос желания: если у вас нет никакого интереса к блогерству, то заниматься этим, конечно, не обязательно, есть и другие способы привлекать учеников. И наоборот — даже педагогу, который не занимается частными уроками и, следовательно, не нуждается в продвижении своих услуг через соцсети, блогерство может принести пользу. Например, помочь сформировать сообщество коллег-единомышленников.

В диалоге с ведущей подкаста Наташей и на примере её страниц Аля Колычева объясняет, какие ошибки допускают многие преподаватели, пока ищут свой стиль в соцсетях, как найти и поддерживать свою мотивацию для ведения блога и какой контент и в каких случаях может стать проблемой для учителя.

Как развивается нишевая школа IT-профессий

Кто: сооснователь Karpov.Courses Михаил Серёгин.

Где: в подкасте «Научили».

Про что: про успешный нишевый продукт в высококонкурентной сфере IT-образования.

В изложении Михаила Серёгина история платформы Karpov.Courses звучит как история случайного успеха: трое друзей придумали себе подработку, а получили эффективный бизнес, выручка которого в 2022 году составила, по данным Smart Ranking, около 270 миллионов. Как же небольшой школе удаётся развиваться в высококонкурентной среде, предлагая курсы по тем же профессиям, что и каждый крупный игрок EdTech-рынка?

Михаил Серёгин считает, что на самом деле его компания не конкурирует с более широко известными платформами — «большой» EdTech и нишевая школа по data science работают на разные аудитории. Крупные игроки идут к людям, у которых только появляется желание — или даже мечта — изменить свою жизнь с помощью новой профессии. Эта аудитория совсем не знакома с IT, и у немногих из числа тех, кто пришёл на бесплатный вебинар или открыл рассылку EdTech-платформы, на самом деле хватит запала на изучение профессии.

В Karpov.Courses работают с более подготовленными студентами — теми, кто уже сам точно решил, что хочет переобучиться, кто уже изучил доступные бесплатные материалы. В выпуске подробно рассказано, какая контент-стратегия помогает школе достичь этой аудитории, какие особенности есть в выстраивании курсов для неё и как Михаил Серёгин оценивает перспективы российского EdTech-рынка в целом.

Как автоматизируют процессы в корпоративном обучении

Кто: эксперт по HR-рынку Леонид Бутаков, генеральный директор «Эквио» Алексей Вагин, основатель сервиса Mozlab Олег Замышляев.

Где: на канале «HR-кухня».

Про что: какие тренды HRTech и EdTech стали важными в 2023 году и перейдут в 2024-й.

Многие интересные тренды на 2024 год связывают с автоматизацией с помощью ИИ-инструментов. И вебинар «HR-кухни» начинается с выступления Олега Замышляева на эту тему. Эксперт объяснил, что именно часто делают неправильно при использовании генеративных нейросетей, и поделился каталогом кейсов с готовыми промптами для HR-задач. Главным образом он предлагает использовать нейросети для повышения качества групповой работы.

Во второй части вебинара — презентация Леонида Бутакова о том, какие направления работы российские компании из разных сфер, по данным недавних опросов, считают самыми важными для удержания сотрудников и как применяют корпоративное обучение. А в завершение Алексей Вагин рассказывает о кейсе автоматизации в создании и реализации индивидуальных планов развития сотрудников.

Зачем сохранять школьные артефакты

Кто: сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур МГПУ Елена Иванова, Екатерина Барсукова и Александра Янгуразова.

Где: на канале МГПУ.

Про что: какие объекты из прошлого стоит сохранять в школе и зачем.

В этом видео исследовательницы из МГПУ обсуждают суть своего научного проекта «Репрезентация истории школы при реновации и капитальном ремонте здания через исследование и сохранение артефактов учебной повседневности».

Ремонт школьных зданий проводят, чтобы сделать их лучше — современнее, безопаснее, удобнее для учеников и учителей. Но если избавиться от всего старого, есть риск получить стерильное и безликое пространство. Поэтому исследовательницы предлагают школьным коллективам заранее подумать о том, какие предметы и детали из прошлого стоит сохранить в обновлённом здании как артефакты ушедшей повседневности.

Учёные собрали опыт российских и зарубежных школ, в которых сберегают необычные фрески, исторические таблички с названиями кабинетов, старые карты и даже статуэтку бобра. А ещё рассуждают о том, какие исторические артефакты интересны детям и как их вовлечь в сбор таких предметов.

Как работают университетские стартап-студии

Кто: ректор ТГУ Эдуард Галажинский, студенты-предприниматели Матвей Чигирин и Максим Любомирский, аспирантка Валентина Хорева.

Где: в проекте ТАСС «Новые лица».

Про что: зачем и как студентам создавать стартапы уже в вузе.

В этом подкасте молодые предприниматели рассказывают о возникновении своих технологических стартапов и о планах на будущее. А Эдуард Галажинский на их примерах объясняет, зачем государству понадобился проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» и как устроены созданные в его рамках стартап-студии вузов.

Например, ректор ТГУ считает, что предпринимательство на самом деле не отвлекает студентов от учёбы — во всяком случае, если это студенты исследовательского университета и они развивают инновационный проект в своей профессиональной области. И хотя вопрос о том, можно ли научить быть предпринимателем, спорный, дать шанс попробовать себя на этом пути нужно всем. Стартап-студии обеспечивают для этого необходимую поддержку.

Бонус: фильм о том, как советское образование трансформировалось в российское

Кто: заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус, известные педагоги и реформаторы образования.

Где: в документальном фильме «Свободная школа».

Про что: кого не устраивало советское образование и какие изменения произошли на пути формирования российского образования за 30 лет.

Это не новый фильм: по результатам того же учебного проекта лаборатории медиакоммуникаций у Александра Милкуса уже вышла книга «Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло». Но познакомиться с этим проектом стоит, и когда найти для этого время, как не на длинных новогодних выходных?

Фильм рассказывает историю российского образования в хронологическом порядке: начиная с того, какой была школа в СССР в первой половине 1980-х, и заканчивая периодом в конце 2010-х, когда ЕГЭ стал обязательным. В кадре — старые телепередачи, современные студенты, которые обсуждают прошлое, а ещё интервью с участниками (и во многом организаторами) тех событий. Кстати, на канале лаборатории медиакоммуникаций эти интервью опубликованы и отдельно.

Просмотр точно вызовет желание поспорить, вспомнить свои школьные годы, задуматься над тем, что в современном образовании — наследие советской системы, а что зародилось в последние десятилетия.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована