Подкасты и дискуссии об образовании и EdTech за июнь 2024-го
В том числе о перспективах инфобизнеса, международном масштабировании EdTech-компаний в «венчурную зиму» и о необычных школьных зданиях.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Какие образовательные продукты на базе ИИ уже созданы в России
Кто: руководитель направления цифровых продуктов образовательной экосистемы «Самолётум» Андрей Комиссаров.
Где: в лекции для магистрантов программы «Управление образованием» Института образования НИУ ВШЭ.
Про что: как ИИ уже применяется на практике в аналитике образовательных данных и в генерации контента для учёбы.
В лекции «Данные + ИИ в современной образовательной практике» Андрей Комиссаров на примерах инструментов, над которыми он работал в Университете 2035 и в «Самолётуме», рассказывает о том, как можно по цифровым следам выявить проблемы в коммуникации и определить уровни развития навыков — и почему это важно в образовании. А после аналитических решений он переходит к самому популярному сейчас виду ИИ — генеративным нейросетям.
С точки зрения спикера, универсальные чат-боты, созданные не для образовательных целей (тот же ChatGPT), совсем не подходят школе. А ещё он считает, что генеративный ИИ в принципе не должен быть доступен детям до определённого момента. С какого возраста стоит использовать такие технологии и какое будущее ждёт созданные командой Андрея ИИ-инструменты для школы — слушайте в лекции.
Читайте также:
Как частному преподавателю применять ИИ-инструменты
Кто: преподаватель английского и фаундер онлайн-школы иностранных языков Checkeng School Валерия Липина.
Где: в подкасте «Преподы тоже люди».
Про что: в каких задачах учителю английского правда полезны чат-боты и другие ИИ-инструменты и какие проблемы с ними могут возникнуть.
Составить план занятия, придумать несколько вариантов заданий к видеоролику или тексту, подобрать подходящие по контексту примеры использования того или иного слова — лишь несколько задач, для которых учителя иностранного языка могут использовать разнообразные ИИ-сервисы. Но, с точки зрения гостьи этого подкаста — несмотря на её энтузиазм по отношению к технологиям, — задач, для которых ИИ не годится, пока гораздо больше. Например, Валерия Липина не видит у популярных чат-ботов или специализированных образовательных разработок на их основе способности действительно адаптировать контент под ученика и отвечать на его учебные потребности. Среди других тем выпуска — риски списывания с помощью ИИ.
Как онлайн-курсы по математике для школьников распространяются на рынках Европы и США
Кто: кофаундер и управляющий партнёр в Abakus, кофаундер и генеральный директор Nextmath Анвар Багаутдинов.
Где: в подкасте «Новый рынок».
Про что: как развивать международный EdTech-бизнес.
В этом выпуске сооснователь двух образовательных компаний — франшизы с очными занятиями по ментальной арифметике и онлайн-платформы для изучения школьной математики — рассказывает, как им удалось выйти на ряд зарубежных рынков. Обсуждаются привлечение инвестиций, подбор команды и преподавателей, адаптация контента к разным странам и некоторые юридические вопросы: может ли, например, одно юрлицо предоставлять образовательные услуги в разных европейских странах? А в конце Анвар Багаутдинов перечисляет свои главные ошибки при масштабировании бизнеса и даёт рекомендации начинающим продвижение на новые рынки EdTech-компаниям.
Кстати, ранее в мае в этом же подкасте выходил ещё один выпуск об EdTech-бизнесе: с гостем Михаилом Свердловым, экс-CBDO онлайн-университета Skypro, ведущий обсуждал, в каких направлениях у EdTech-продуктов в разных странах больше шансов на коммерческий успех.
Как открыть свою частную начальную школу
Кто: директор новой частной школы «Котофеев» в Ставрополе Елена Теслицкая.
Где: в подкасте «Из школы с любовью».
Про что: что нужно учесть перед запуском нового образовательного проекта.
Школа, о которой говорится в этом выпуске, откроется только с 1 сентября, так что об опыте её работы гостья подкаста пока рассказать не может. Зато подробно объясняет, что нужно для открытия частного учебного заведения в региональном центре, как лучше собрать команду, с какими сложностями можно столкнуться и сколько времени займут все бюрократические процессы.
Самая интересная часть выпуска для тех, у кого нет практического интереса к открытию частных школ, — обсуждение того, каких педагогов ищут такие учебные заведения и почему опытные учителя из госшкол подходят им далеко не всегда. А ещё, похоже, многие педагоги рассматривают переход в частную школу не просто как шаг к более высоким доходам, но и как способ сохранить собственный интерес к профессии.
Могут ли колледжи конкурировать с вузами в подготовке айтишников
Кто: CEO и сооснователь образовательного проекта geekz.ru Тигран Басеян.
Где: в подкасте «Айти и Дети».
Про что: что собой представляют IT-программы в колледжах и кому они подходят.
В этом выпуске гость подкаста и его ведущий, педагог Алексей Хабибуллин, разбираются в преимуществах и недостатках программ для будущих разработчиков в организациях среднего профессионального образования. Оба отмечают, что росту популярности СПО в последние годы сопутствовало его обновление, по крайней мере в небольшой части передовых колледжей, например вошедших в проект «Профессионалитет». И для старта в профессии, как становится понятно по обсуждению, СПО вполне подходит.
Однако Тигран Басеян считает — и ведущий эту точку зрения поддерживает, — что в будущем выпускнику колледжа по IT-специальности, скорее всего, для профессионального развития потребуется ещё и высшее образование. Они уверены, что изучение высшей математики и физики на первых курсах вуза, хотя и кажется студентам слишком сложным и непрактичным, на самом деле помогает сформировать навыки абстрактного мышления. А без этого в дальнейшем будет крайне сложно переучиваться и осваивать новые технологии по мере развития IT-сферы.
Каково это — быть ректором университета
Кто: ректор Сибирского федерального университета Максим Румянцев.
Где: в подкасте «Лига Айвы».
Про что: что особенного в работе ректором и в университете как институции.
В новом подкасте «Об университете как республике учёных» обсуждают атмосферу и реалии разных вузов. А конкретно в этом выпуске — опыт руководства целым университетом, который будет, конечно, у немногих преподавателей. Диалог тем более ценный, что гостю Максиму Румянцеву довелось быть и преподавателем, и деканом, и проректором, и он может сравнить разные позиции в университетской иерархии. Зачем 27 часов рассказывать коллективу о целях развития вуза (и помогает ли это хоть как-то), какие качества нужны ректору, как много у руководителя «ритуальных» задач вроде открытия конференций и почему в современном вузе, при всём усложнении структур управления, успех любого дела всё ещё зависит от личных усилий отдельных вовлечённых людей — слушайте в подкасте.
Читайте также:
Чем занимаются исследователи в EdTech-компаниях
Кто: старший специалист по пользовательским и маркетинговым исследованиям Skyeng Ника Меркулова и академический руководитель майнора «Исследователь в EdTech» Института образования НИУ ВШЭ Анастасия Капуза.
Где: на вебинаре Института образования НИУ ВШЭ.
Про что: в чём заключается профессиональная роль исследователя в эдтехе.
Этот вебинар в Институте образования провели для потенциальных слушателей соответствующего курса, поэтому он представляет профессию в самом общем плане, но в то же время отвечает на некоторые практические вопросы. В основном о собственном опыте работы в Skyeng рассказывает Ника Меркулова. Она объясняет, как обычно выглядят задачи исследователя, чем эта роль отличается от роли методиста или от дата-аналитика и какие бизнес-задачи могут быть решены с помощью исследований. А Анастасия Капуза раскрывает особенности работы исследователей по внешним заказам. Кстати, по оценке Института образования, хотя EdTech-компании редко открывают вакансии с названием «исследователь», соответствующий скиллсет в них на самом деле очень востребован.
Как EBAC переносит в Латинскую Америку опыт российского EdTech
Кто: EdTech-эксперт, сооснователь Skillbox и EBAC Андрей Анищенко.
Где: в интервью Елизавете Осетинской (объявлена в России иностранным агентом).
Про что: как была создана онлайн-школа в Бразилии и какой предыдущий предпринимательский опыт помог в этом проекте.
Основная часть этого интервью посвящена развитию в Латинской Америке — в основном в Бразилии, а также в Мексике, Колумбии и Перу — онлайн-школы с курсами по профессиям EBAC. Андрей Анищенко рассказывает о сходствах бразильского рынка с российским и об их различиях, о текущих размерах компании и её целях.
Среди других тем диалога — предыдущие бизнес-проекты героя (в том числе основание Skillbox) и его мнение по поводу британского школьного образования в сравнении с российским. Кстати, по поводу собственного образования Андрей Анищенко уверенно говорит: если бы пришлось выбирать заново, всё равно бы пошёл пять лет изучать физику. По его мнению, в предпринимательстве этот опыт оказался максимально полезным.
Как может измениться рынок инфобизнеса
Кто: маркетолог и бизнес-консультант Роман Тарасенко.
Где: на канале Ивана Шелевея.
Про что: может ли инфобизнес отказаться от нереалистичных обещаний в рекламе курсов на самом деле.
Гость этого выпуска выступает с идеей о том, что конец рынка инфобизнеса в том виде, как он сложился в России, уже близок — ещё немного, и люди перестанут покупать обучение в привычной обёртке. Причём с его точки зрения, это нормально и ожидаемо: любой рынок проходит в начале «эпоху ларьков», и рано или поздно и клиентов, и регуляторов такой формат перестаёт удовлетворять.
Как продавать курсы без громких обещаний? У Романа Тарасенко есть ответ на этот вопрос: нужно рекламировать не прекрасное будущее, а технологию работы с мотивацией именно на этом курсе, то есть показывать потенциальным пользователям, что именно позволит им дойти до цели. Впрочем, ведущий подкаста относится к этой и другим идеям гостя довольно скептически. Вопрос о том, будут ли взрослые покупать обучение, если сразу говорить им правду о реальной сложности этого знания, по итогам выпуска остаётся открытым.
Как строят современные школы за рубежом
Кто: куратор EdDesign Mag Елена Вавилова.
Где: на канале издания.
Про что: об особенностях архитектуры и внутреннего устройства школ в разных странах.
В этом видео обсуждают (и показывают — правда, только на фото) интересные школьные здания в Финляндии, Швеции, Китае, Сингапуре и Японии. Подробнее всего, конечно, можно узнать о финских школьных экспериментах: школах-опенспейсах, школах — общественных центрах, школах, которые делят с другими общественными институтами часть инфраструктуры.
С точки зрения эксперта, разнообразие проектов школ и их воплощений в Финляндии связано с тем, что там в принципе не боятся экспериментировать в образовании. На прочие страны Северной Европы, в том числе на Швецию, это, кстати, не так явно распространяется. Так, Елена Вавилова приводит пример шведской школы со зданием, построенным по современным представлениям — с открытыми пространствами, залами для групповой работы и так далее — которую переделали на обычные классные комнаты, потому что изначальный проект коллективу не подошёл.
Читайте также: