Что посмотреть и послушать: подборка о профориентации и новых форматах в обучении
Новое из мира образовательных подкастов и каналов: о старшей школе, онлайн-курсах, геймификации корпоративного обучения и индивидуализации в вузах.
tesla / youtube
Как развивать образование без генетических и нейротехнологических вмешательств
Где: на практикуме компании Custis по индивидуальным образовательным траекториям.
Кто: Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования в МГУ им. М. В. Ломоносова.
Про что: почему умение делать выбор (и поддерживать выбор ученика) так важно для образования будущего.
В лекции для участников практикума по ИОТ Елена Брызгалина рассказала, как сегодня выглядит будущее образования. Может быть, за образовательную успешность наших потомков будут отвечать генетики, подбирая удачные наследственные комбинации для неродившихся детей? Или производители нейроинтерфейсов, стимулируя правильные участки мозга? Есть и другой вариант: обогащать учебную среду за счёт индивидуализации. Вот ещё несколько тем из лекции:
- что такое цифровой «страшный суд»;
- почему так трудно сделать выбор в образовании;
- как сопровождать выбор другого человека;
- от чего зависит академическая успешность;
- почему так важно обогащать среду развития;
- как использовать «дофаминовую иглу» в образовании;
- какие тренды развития образования учесть при внедрении индивидуальных траекторий в вузах.
Как работает профориентация в современном мире
Где: на канале «Skillbox Лекторий».
Кто: представители Skillbox, Университета ИТМО, ученица Лицея НИУ ВШЭ и 18-летняя основательница стартапа OpenMind.
Про что: почему подростки не представляют, кем хотят стать, и что с этим делать.
В каком возрасте пора выбрать свою будущую профессию? И возможен ли вообще сегодня выбор раз и навсегда? Эксперты по современному образованию обсуждают с подростками, какие формы профориентации работают, а какие не стоит задействовать. Вот некоторые темы беседы:
- почему университет для современного подростка — не финальный выбор, а ещё одно пространство для самоопределения;
- почему массовые тесты — не самый полезный инструмент;
- как выстроены зарубежные системы профориентации;
- плохо ли, если подростка интересуют только деньги;
- кто несёт ответственность за профориентацию;
- и с какого возраста её начинать;
- профориентолог — это психотерапевт?
Как онлайн-курсы вписываются в современную систему образования
Где: на канале форума «Педагоги России».
Кто: сооснователь и генеральный директор «Лекториума» Яков Сомов.
Про что: в чём польза и ценность онлайн-форматов в образовании.
В интервью Яков Сомов рассказал, как из настоящего троечника стал методистом в онлайн-образовании и создателем MOOC-платформы, и поделился советами по созданию и продвижению онлайн-курсов. Из беседы можно узнать:
- почему ценность обучения определяется не форматом;
- из каких блоков строится онлайн-курс и какие из них самые проблемные;
- почему нет смысла бояться, что ваш контент украдут;
- как использовать онлайн-курсы для повышения квалификации педагогов;
- как экспериментировать в образовании;
- откуда берётся доверие к образовательным продуктам;
- почему в образовании, как в маркетинге, важны приятные неожиданности;
- как проверять знания в онлайне.
Читайте также:
Как и зачем геймифицировать корпоративное обучение
Где: в подкасте платформы Teachbase «Эксперто Патронум».
Кто: Артур Гобеев, управляющий агентства игровых технологий для корпоративного обучения Center Game.
Про что: почему обучение сегодня конкурирует с миром развлечений, и есть ли шансы на победу.
Похоже, никакое обучение сегодня невозможно без вовлечения учеников. Даже корпоративным курсам приходится бороться за внимание слушателей с сериалами и социальными сетями. Эксперт по игровым технологиям Артур Гобеев объясняет ситуацию и предлагает выход — в пространство edutainment, обучения как развлечения. Ниже несколько тем выпуска:
- откуда появилась потребность вовлекать в обучение;
- почему у обучения плохой ассоциативный ряд;
- как цифровая среда задаёт стандарты для образовательных продуктов;
- в каких профессиях игровой формат обучения необходим;
- что образование позаимствовало из сферы развлечений;
- как начать внедрение геймификации;
- что такое игры в образовании — дополнительная механика или полноценное решение?
Читайте также:
Как сделать обучение в старших классах индивидуальным
Где: на канале «Skillbox Лекторий».
Кто: директор Лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн и его заместители Сергей Воронин и Наталья Копытова.
Про что: об уникальном подходе Лицея НИУ ВШЭ к обучению старшеклассников.
В Лицее при Высшей школе экономики действует собственная модель старшей школы: ученики не только выбирают профили обучения, но и сами формируют свои учебные планы. Как это устроено и что из этого подхода могут заимствовать другие школы, рассказывают руководители Лицея. Вот на какие вопросы они ответили:
- как строятся индивидуальные учебные планы;
- как быть с аттестатом, если в нём не будет некоторых предметов;
- зачем в Лицее «Юрьевы дни»;
- как вписать профориентацию в индивидуальный план ученика;
- какие «системообразующие» курсы есть в Лицее и зачем;
- как организована работа над индивидуальными проектами лицеистов;
- как ко всему этому относятся родители учеников;
- как связаны индивидуальное обучение и отказ от макарон на ужин.