Подборка авторских телеграм-каналов учителей и репетиторов
Мы выбрали наиболее интересные по мнению редакции.
Иллюстрация: freepik / rawpixel / Freepik / Bia W A / Nick Fewings / Unsplash / Telegram LLC / Дима Руденок для Skillbox Media
В Telegram много авторских каналов педагогов, но большинство из них можно чётко отнести к трём типам:
- продающие (когда очевидная и, по сути, единственная цель канала — лишь в привлечении клиентуры на репетиторские услуги либо на методические наработки, которые автор канала продаёт коллегам);
- созданные ради обязательного пиара — когда педагогу по руководящему статусу «положено» вести свой канал (такие каналы полны постов бодрого, но не кажущегося естественным содержания, а потому они не очень «цепляют»);
- узкотематические, то есть посвящённые лишь тому предмету, который ведёт учитель, а потому интересные либо его коллегам-предметникам, либо тем, кто в принципе интересуется этой предметной областью.
Мы постарались не брать такие каналы, а выбрать те, в которых часто или хотя бы время от времени бывает контент, полезный или интересный именно педагогам, причём независимо от преподаваемого предмета, а также живые наблюдения из рабочей практики и жизни.
Авторы всех каналов из этой подборки преподают сейчас или имеют опыт преподавания в прошлом. Не во всех каналах посты выходят регулярно, что вообще-то нормально для занятого учителя, ведущего канал не ради продаж и пиара, а просто из желания делиться идеями, опытом и личной рефлексией.
Мы не обращали внимания на количество подписчиков у канала, потому что это не всегда показатель интересного и качественного содержания. Все каналы в подборке расположены просто по названию в алфавитном порядке.
«Заметки столичного учителя»
Автор канала Антон Гин — учитель начальных классов, который с 2015 года успел поработать в деревенской и городских школах, государственных и частных, а в 2020-м стал вести онлайн-уроки для детей по развитию креативности и критического мышления с использованием методик ТРИЗ-педагогики. Кстати, родители Антона — известные ТРИЗ-педагоги Анатолий и Светлана Гин.
В канале автор делится размышлениями о профессии учителя, об обучении, о жизни в целом. Например, пишет о том, какие уроки можно извлечь из ошибок и как сомнительная информация может проникать в инфополе детей даже через научно-популярные каналы, об уважении и чётких границах, которые помогают восстановить дисциплину в классе.
Периодически публикует заметки о прочитанных книгах на тему образования — например, в августе это были «Лишние дети» Маши Трауб.
Недавно Антон вспоминал о личном опыте в роли ученика.
Ссылка на канал«Как учат у них»
Этот канал ведёт Дмитрий Нестеренко, успевший побыть и учителем географии, и академическим директором двух школ (в Московской области и на Кипре), и методологом-экспертом «СберКласса», и куратором программы «Современная педагогика» в School of Education. Автор публикует новые посты нерегулярно, но контент у него интересный.
Канал появился, когда Дмитрий учился в магистратуре Манчестерского университета, и изначально посты были посвящены именно этому процессу. Сейчас же он пишет о международном образовании и персонализированном обучении. Например, в канале можно узнать о зарубежных форматах выпускных экзаменов, принципах экологичного оценивания, развития свободы выбора у учеников и даже о том, стоит ли относиться к преподаванию в школе семьеведения как к чисто российскому изобретению.
Ссылка на канал«Коробка идей»
Этот канал ведёт психолог и преподавательница английского из Беларуси Алина Толкач. «Коробка идей» наполняется щедро и регулярно, и в особенности канал будет интересен тем, кто пробует разные цифровые инструменты, необычные практики для работы с детьми, ищет вдохновения, чтобы развиваться в профессии. «Мне очень хотелось, чтобы здесь было сообщество креативных, думающих, любящих жизнь учителей», — пишет автор в посте-визитке.
Алина делится обзорами прочитанных книг и фильмов (на тему образования и не только), вариантами игр и активностей для детей, цифровыми инструментами в помощь учителю (по тегу #интернетресурсы), педагогическими приёмами и рекомендациями. А иногда предлагает подписчикам порассуждать, например, о том, допустимо ли учителю иметь татуировки или цветные волосы.
Ссылка на канал«Наталия Сченснович. МИРНОе образование»
Автор канала — кандидат педагогических наук, тренер-преподаватель и эксперт в области педагогических конфликтов. В канале много контента «о жизни», мероприятиях, которые посещает Наталия, и рекламы её продуктов, но есть и просто полезные посты для педагогов, которые сталкиваются с конфликтными ситуациями с руководством школы, учениками и их родителями. Обычно они выглядят как разборы кейсов — Наталия комментирует их, даёт свои рекомендации и предлагает подписчикам поделиться своим опытом.
Например, автор делится признаками выгорания и вопросами, которые помогут учителю решить, стоит ли менять работу, методами разрешения разногласий между учениками, техниками фидбэка для ситуаций, когда школьник срывает урок.
Ссылка на канал«Незаслуженный учитель России»
Пожалуй, это самый популярный из авторских учительских телеграм-каналов, если судить по количеству подписчиков (несмотря на то, что новые посты в нём выходят отнюдь не регулярно). Похоже, причина популярности в непринуждённом стиле автора и искренних жизненных наблюдениях.
Ведёт канал Григорий Николаев — преподаватель по обществознанию, английскому языку и риторике, автор двух детских сказок и соавтор исторического комикса «Долохов».
В интервью для «Педсовета» он рассказывал, что придерживается свободного стиля общения с учениками и старается развивать их как личностей. Этой теме нередко посвящены и посты в канале. Например, о том, как он старается развивать в детях умение спорить, память и наблюдательность.
А ещё Григорий делится просто забавными историями из репетиторской практики (например, вот и вот).
Ссылка на канал«ПедагогВресурсе»
Канал Натальи Устиновой — кандидата педагогических наук, преподавателя, доцента кафедры «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы» ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. Она регулярно пишет на тему педагогического дизайна и разработки образовательных программ. Хотя тематика не школьная, учителям многое тоже будет любопытно.
Наталья придерживается человекоцентричного подхода в образовании и рассказывает о роли современного педагога-наставника, о методике обучения через открытия, о создании доверительной, комфортной атмосферы в группе учащихся. Достаточно много контента в канале посвящено научным теориям и результатам исследований — например, в области учебной мотивации и развития творческого мышления.
Ссылка на канал«Прогрессивное образование»
Автор этого канала — директор самарского лицея «Престиж», учитель информатики и амбассадор цифрового образования VK Алексей Атапин. В этом году он стал финалистом конкурса «Директор года России» (имя победителя станет известно 5 октября).
Канал посвящён в первую очередь цифровым инструментам и сервисам, которые могут помочь педагогам в решении разных задач. Почти два года Алексей каждый день публикует посты о новых полезных находках — по его словам, такой челлендж «дисциплинирует и заставляет осваивать новые инструменты для личного прогресса в образовании». Ориентироваться в контенте канала помогает подробный рубрикатор — по тегам легко найти, например, инструменты для создания презентаций и конструкторы квестов, графические редакторы и онлайн-доски.
Также есть рубрики, которые ведут приглашённые авторы. Например, преподавательница русского как иностранного и специалист по образовательным программам Лада Овчинникова рассказывает о применении нейросетей в обучении по тегу #Овчинникова_ИИ. А Наталья Устинова, автор канала «ПедагогВресурсе», о котором мы уже упоминали, публикует здесь посты на тему педдизайна — они находятся по метке #ПедагогВресурсе.
Ссылка на канал«Учимся учить иначе»
Канал Светланы Моториной — преподавательницы иностранных языков, а также автора курсов и тренингов для учителей по технологии кооперативного обучения, профилактике травли и созданию в школе безопасной и бережной среды.
С этими темами Светлана активно выступает на профессиональных конференциях и других мероприятиях, а также поднимает их в своём канале. Например, предлагает подписчикам обсудить непростые кейсы с обратной связью, жёсткие способы остановки школьного буллинга и сомнительные детские тренды вроде квадробинга, рассуждает о том, как отличить ябедничество учеников от информирования о проблеме, о границах между твёрдостью и агрессией и о вечной проблеме «Ребёнок не отрывается от смартфона». Ещё в канале есть целая подборка постов о развитии эмпатии у детей.
Много лонгридов на важные темы Светлана публикует на «Дзене», а в Telegram только делится ссылками.
Ссылка на канал«Учитель ПИ | смутное время»
Учитель русского языка и литературы Павел Володин недолго поработал в школе (вот его воспоминания, какие сомнения испытал, когда получил предложение о работе в частной питерской школе), а потом стал репетитором — сейчас он живёт во Вьетнаме и обучает школьников онлайн. Его канал посвящён опыту педагога-фрилансера, методикам онлайн-обучения, полезным инструментам и тому, как находить учеников.
Павел рассказывает о приёмах повторения изученного, о том, как «лишняя» практика помогает сократить объём теоретического материала, о методах поддержания дисциплины на уроке, неочевидных способах развить внутреннюю мотивацию и пользе «предобучения» с повторением базового материала перед основным курсом. Есть и посты о работе с разными цифровыми сервисами — например, как с помощью нейросети быстро создать персонажа для геймификации уроков.
Ссылка на канал«Школа. Матчасть»
Канал Василия Горбачёва, кандидата педагогических наук, преподавателя, автора-разработчика курсов и учебных материалов. Он преподавал английский в Британской школе дизайна, участвовал в развитии школы «Летово» (и преподавал там тоже), а затем переехал в Черногорию, где стал директором по развитию русскоязычной школы Adriatic College и учителем теории познания. Сейчас Василий Горбачёв консультирует школы и родителей по проблемным ситуациям и образовательным маршрутам.
Сам Василий определяет суть своего канала так: «Публицистический канал о хорошей современной школе». И тут же уточняет: «Понятно, что это очень собирательный образ, своего рода утопический архетип, состоящий из кирпичиков опыта, который я выношу из обширной практики консультирования школ и родителей. Я не устаю повторять, что хорошая школа — та, что подходит конкретному ребёнку. Вот почему в здоровом обществе школьный ландшафт богат и разнообразен, и никто не может диктовать единые подходы к школьному образованию».
Контент, публикуемый в канале «Школа. Матчасть», отражает два сегмента целевой аудитории автора. Для родителей он пишет, например, о том, как выбрать программу старшей школы или как понять, нужен ли ребёнку репетитор. А для коллег-педагогов — о методическом канцелярите, затрудняющем понимание материала, о вреде домашки и других проблемах массовой школы, о работе с одарёнными детьми.
Ссылка на канал«Ъудни учителя»
Канал Юлии Говзич — заместителя директора по воспитательной работе в тюменской школе №37 имени героя Советского Союза Н. И. Кузнецова. Также Юлия ведёт уроки русского и литературы в старших классах. Как и обещает название канала, автор пишет об учительских буднях (и выходных), делится смешными моментами, полезными практиками и необычными идеями, рекомендует книги для коллег.
По замыслу автора, «канал будет интересен коллегам, кто в вечном поиске идей, практик, профессионального развития в сфере образования, тем, кто готов меняться и менять мир к лучшему в зоне своей досягаемости». Большинство практических рекомендаций (они собраны по тегу #пробуйте) в первую очередь пригодятся учителям словесности, но не только. Например, идеи из книги для дизайнеров «Дизайн всего. Как появляются вещи, о которых мы не задумываемся» Скотта Беркуна Юлия рассматривает с точки зрения проектирования уроков и системы оценивания. А в другом посте предлагает способы задействовать обоняние в творческих заданиях для учеников. Также любопытен подход «урок как блокбастер» — с использованием кинематографических приёмов в обучении.
Ссылка на каналAll I Know Is That I Don’t Know Nothing
Этот канал об обучении детей и взрослых ведёт Сергей Хабаров, учитель информатики в школе и создатель сервиса «Пре́под.ам» — генератора академических репортов для учителей (вот пост, где он рассказывал о нём). Сергей — учитель нестандартный, у него очень разнообразный опыт в прошлом: был и тьютором, и продактом, и техдиром, и продюсером, и издателем в СМИ для учителей.
«Моя творческо-интеллектуальная деятельность состоит из детей, ИИ и обучения. И мне нравится!» — пишет он о себе.
Вот здесь он объяснял, почему любит учить именно программированию, а тут делился идеями насчёт преподавания этого предмета. По пятницам он публикует интересные задачи. Но его канал в целом не про информатику, а про преподавание и обучение вообще, независимо от предметной области.
Так, он рассуждает о влиянии родителей на успехи школьников и о том, стоит ли сильно заморачиваться, стараясь сделать учебные презентации и прочие материалы идеальными, делится собственными практиками (например, как начинает свои уроки в школе с «находки недели»), отрывками из заинтересовавших книг и мыслями по следам любопытных научных исследований из сферы образования.
Ссылка на канал(Un)learning
Автор канала — преподавательница английского языка Настя Кичкирёва. Сейчас она живёт в Испании, учит взрослых английскому в онлайне и занимается менторством преподавателей.
Часть публикаций канала посвящена жизни в эмиграции, много контента о преподавании на фрилансе — например, размышления о конкуренции и планировании, прогрессе и комфорте, позиционировании образовательного продукта (например, тех же индивидуальных уроков). Есть серия постов о том, как Настя развивала преподавательскую карьеру — про успехи и ошибки, а также про причины ухода на фриланс из престижной языковой школы. А в августе автор начала записывать подкасты. В первом выпуске она делится «трешовыми кейсами» из практики, а во втором рассуждает про фидбэк и почему его может быть сложно использовать как инструмент развития.
Ссылка на каналБольше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!