Образование
#подборки

Подборка авторских телеграм-каналов учителей и репетиторов

Мы выбрали наиболее интересные по мнению редакции.

Иллюстрация: freepik / rawpixel / Freepik / Bia W A / Nick Fewings / Unsplash / Telegram LLC / Дима Руденок для Skillbox Media

В Telegram много авторских каналов педагогов, но большинство из них можно чётко отнести к трём типам:

  • продающие (когда очевидная и, по сути, единственная цель канала — лишь в привлечении клиентуры на репетиторские услуги либо на методические наработки, которые автор канала продаёт коллегам);
  • созданные ради обязательного пиара — когда педагогу по руководящему статусу «положено» вести свой канал (такие каналы полны постов бодрого, но не кажущегося естественным содержания, а потому они не очень «цепляют»);
  • узкотематические, то есть посвящённые лишь тому предмету, который ведёт учитель, а потому интересные либо его коллегам-предметникам, либо тем, кто в принципе интересуется этой предметной областью.

Мы постарались не брать такие каналы, а выбрать те, в которых часто или хотя бы время от времени бывает контент, полезный или интересный именно педагогам, причём независимо от преподаваемого предмета, а также живые наблюдения из рабочей практики и жизни.

Авторы всех каналов из этой подборки преподают сейчас или имеют опыт преподавания в прошлом. Не во всех каналах посты выходят регулярно, что вообще-то нормально для занятого учителя, ведущего канал не ради продаж и пиара, а просто из желания делиться идеями, опытом и личной рефлексией.

Мы не обращали внимания на количество подписчиков у канала, потому что это не всегда показатель интересного и качественного содержания. Все каналы в подборке расположены просто по названию в алфавитном порядке.

«Заметки столичного учителя»

Изображение: Skillbox Media

Автор канала Антон Гин — учитель начальных классов, который с 2015 года успел поработать в деревенской и городских школах, государственных и частных, а в 2020-м стал вести онлайн-уроки для детей по развитию креативности и критического мышления с использованием методик ТРИЗ-педагогики. Кстати, родители Антона — известные ТРИЗ-педагоги Анатолий и Светлана Гин.

В канале автор делится размышлениями о профессии учителя, об обучении, о жизни в целом. Например, пишет о том, какие уроки можно извлечь из ошибок и как сомнительная информация может проникать в инфополе детей даже через научно-популярные каналы, об уважении и чётких границах, которые помогают восстановить дисциплину в классе.

Периодически публикует заметки о прочитанных книгах на тему образования — например, в августе это были «Лишние дети» Маши Трауб.

Недавно Антон вспоминал о личном опыте в роли ученика.

Ссылка на канал

«Как учат у них»

Изображение: Skillbox Media

Этот канал ведёт Дмитрий Нестеренко, успевший побыть и учителем географии, и академическим директором двух школ (в Московской области и на Кипре), и методологом-экспертом «СберКласса», и куратором программы «Современная педагогика» в School of Education. Автор публикует новые посты нерегулярно, но контент у него интересный.

Канал появился, когда Дмитрий учился в магистратуре Манчестерского университета, и изначально посты были посвящены именно этому процессу. Сейчас же он пишет о международном образовании и персонализированном обучении. Например, в канале можно узнать о зарубежных форматах выпускных экзаменов, принципах экологичного оценивания, развития свободы выбора у учеников и даже о том, стоит ли относиться к преподаванию в школе семьеведения как к чисто российскому изобретению.

Ссылка на канал

«Коробка идей»

Изображение: Skillbox Media

Этот канал ведёт психолог и преподавательница английского из Беларуси Алина Толкач. «Коробка идей» наполняется щедро и регулярно, и в особенности канал будет интересен тем, кто пробует разные цифровые инструменты, необычные практики для работы с детьми, ищет вдохновения, чтобы развиваться в профессии. «Мне очень хотелось, чтобы здесь было сообщество креативных, думающих, любящих жизнь учителей», — пишет автор в посте-визитке.

Алина делится обзорами прочитанных книг и фильмов (на тему образования и не только), вариантами игр и активностей для детей, цифровыми инструментами в помощь учителю (по тегу #интернетресурсы), педагогическими приёмами и рекомендациями. А иногда предлагает подписчикам порассуждать, например, о том, допустимо ли учителю иметь татуировки или цветные волосы.

Ссылка на канал

«Наталия Сченснович. МИРНОе образование»

Изображение: Skillbox Media

Автор канала — кандидат педагогических наук, тренер-преподаватель и эксперт в области педагогических конфликтов. В канале много контента «о жизни», мероприятиях, которые посещает Наталия, и рекламы её продуктов, но есть и просто полезные посты для педагогов, которые сталкиваются с конфликтными ситуациями с руководством школы, учениками и их родителями. Обычно они выглядят как разборы кейсов — Наталия комментирует их, даёт свои рекомендации и предлагает подписчикам поделиться своим опытом.

Например, автор делится признаками выгорания и вопросами, которые помогут учителю решить, стоит ли менять работу, методами разрешения разногласий между учениками, техниками фидбэка для ситуаций, когда школьник срывает урок.

Ссылка на канал

«Незаслуженный учитель России»

Изображение: Skillbox Media

Пожалуй, это самый популярный из авторских учительских телеграм-каналов, если судить по количеству подписчиков (несмотря на то, что новые посты в нём выходят отнюдь не регулярно). Похоже, причина популярности в непринуждённом стиле автора и искренних жизненных наблюдениях.

Ведёт канал Григорий Николаев — преподаватель по обществознанию, английскому языку и риторике, автор двух детских сказок и соавтор исторического комикса «Долохов».

В интервью для «Педсовета» он рассказывал, что придерживается свободного стиля общения с учениками и старается развивать их как личностей. Этой теме нередко посвящены и посты в канале. Например, о том, как он старается развивать в детях умение спорить, память и наблюдательность.

А ещё Григорий делится просто забавными историями из репетиторской практики (например, вот и вот).

Ссылка на канал

«ПедагогВресурсе»

Изображение: Skillbox Media

Канал Натальи Устиновой — кандидата педагогических наук, преподавателя, доцента кафедры «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы» ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. Она регулярно пишет на тему педагогического дизайна и разработки образовательных программ. Хотя тематика не школьная, учителям многое тоже будет любопытно.

Наталья придерживается человекоцентричного подхода в образовании и рассказывает о роли современного педагога-наставника, о методике обучения через открытия, о создании доверительной, комфортной атмосферы в группе учащихся. Достаточно много контента в канале посвящено научным теориям и результатам исследований — например, в области учебной мотивации и развития творческого мышления.

Ссылка на канал

«Прогрессивное образование»

Изображение: Skillbox Media

Автор этого канала — директор самарского лицея «Престиж», учитель информатики и амбассадор цифрового образования VK Алексей Атапин. В этом году он стал финалистом конкурса «Директор года России» (имя победителя станет известно 5 октября).

Канал посвящён в первую очередь цифровым инструментам и сервисам, которые могут помочь педагогам в решении разных задач. Почти два года Алексей каждый день публикует посты о новых полезных находках — по его словам, такой челлендж «дисциплинирует и заставляет осваивать новые инструменты для личного прогресса в образовании». Ориентироваться в контенте канала помогает подробный рубрикатор — по тегам легко найти, например, инструменты для создания презентаций и конструкторы квестов, графические редакторы и онлайн-доски.

Также есть рубрики, которые ведут приглашённые авторы. Например, преподавательница русского как иностранного и специалист по образовательным программам Лада Овчинникова рассказывает о применении нейросетей в обучении по тегу #Овчинникова_ИИ. А Наталья Устинова, автор канала «ПедагогВресурсе», о котором мы уже упоминали, публикует здесь посты на тему педдизайна — они находятся по метке #ПедагогВресурсе.

Ссылка на канал

«Учимся учить иначе»

Изображение: Skillbox Media

Канал Светланы Моториной — преподавательницы иностранных языков, а также автора курсов и тренингов для учителей по технологии кооперативного обучения, профилактике травли и созданию в школе безопасной и бережной среды.

С этими темами Светлана активно выступает на профессиональных конференциях и других мероприятиях, а также поднимает их в своём канале. Например, предлагает подписчикам обсудить непростые кейсы с обратной связью, жёсткие способы остановки школьного буллинга и сомнительные детские тренды вроде квадробинга, рассуждает о том, как отличить ябедничество учеников от информирования о проблеме, о границах между твёрдостью и агрессией и о вечной проблеме «Ребёнок не отрывается от смартфона». Ещё в канале есть целая подборка постов о развитии эмпатии у детей.

Много лонгридов на важные темы Светлана публикует на «Дзене», а в Telegram только делится ссылками.

Ссылка на канал

«Учитель ПИ | смутное время»

Изображение: Skillbox Media

Учитель русского языка и литературы Павел Володин недолго поработал в школе (вот его воспоминания, какие сомнения испытал, когда получил предложение о работе в частной питерской школе), а потом стал репетитором — сейчас он живёт во Вьетнаме и обучает школьников онлайн. Его канал посвящён опыту педагога-фрилансера, методикам онлайн-обучения, полезным инструментам и тому, как находить учеников.

Павел рассказывает о приёмах повторения изученного, о том, как «лишняя» практика помогает сократить объём теоретического материала, о методах поддержания дисциплины на уроке, неочевидных способах развить внутреннюю мотивацию и пользе «предобучения» с повторением базового материала перед основным курсом. Есть и посты о работе с разными цифровыми сервисами — например, как с помощью нейросети быстро создать персонажа для геймификации уроков.

Ссылка на канал

«Школа. Матчасть»

Изображение: Skillbox Media

Канал Василия Горбачёва, кандидата педагогических наук, преподавателя, автора-разработчика курсов и учебных материалов. Он преподавал английский в Британской школе дизайна, участвовал в развитии школы «Летово» (и преподавал там тоже), а затем переехал в Черногорию, где стал директором по развитию русскоязычной школы Adriatic College и учителем теории познания. Сейчас Василий Горбачёв консультирует школы и родителей по проблемным ситуациям и образовательным маршрутам.

Сам Василий определяет суть своего канала так: «Публицистический канал о хорошей современной школе». И тут же уточняет: «Понятно, что это очень собирательный образ, своего рода утопический архетип, состоящий из кирпичиков опыта, который я выношу из обширной практики консультирования школ и родителей. Я не устаю повторять, что хорошая школа — та, что подходит конкретному ребёнку. Вот почему в здоровом обществе школьный ландшафт богат и разнообразен, и никто не может диктовать единые подходы к школьному образованию».

Контент, публикуемый в канале «Школа. Матчасть», отражает два сегмента целевой аудитории автора. Для родителей он пишет, например, о том, как выбрать программу старшей школы или как понять, нужен ли ребёнку репетитор. А для коллег-педагогов — о методическом канцелярите, затрудняющем понимание материала, о вреде домашки и других проблемах массовой школы, о работе с одарёнными детьми.

Ссылка на канал

«Ъудни учителя»

Канал Юлии Говзич — заместителя директора по воспитательной работе в тюменской школе №37 имени героя Советского Союза Н. И. Кузнецова. Также Юлия ведёт уроки русского и литературы в старших классах. Как и обещает название канала, автор пишет об учительских буднях (и выходных), делится смешными моментами, полезными практиками и необычными идеями, рекомендует книги для коллег.

По замыслу автора, «канал будет интересен коллегам, кто в вечном поиске идей, практик, профессионального развития в сфере образования, тем, кто готов меняться и менять мир к лучшему в зоне своей досягаемости». Большинство практических рекомендаций (они собраны по тегу #пробуйте) в первую очередь пригодятся учителям словесности, но не только. Например, идеи из книги для дизайнеров «Дизайн всего. Как появляются вещи, о которых мы не задумываемся» Скотта Беркуна Юлия рассматривает с точки зрения проектирования уроков и системы оценивания. А в другом посте предлагает способы задействовать обоняние в творческих заданиях для учеников. Также любопытен подход «урок как блокбастер» — с использованием кинематографических приёмов в обучении.

Ссылка на канал

All I Know Is That I Don’t Know Nothing

Изображение: Skillbox Media

Этот канал об обучении детей и взрослых ведёт Сергей Хабаров, учитель информатики в школе и создатель сервиса «Пре́под.ам» — генератора академических репортов для учителей (вот пост, где он рассказывал о нём). Сергей — учитель нестандартный, у него очень разнообразный опыт в прошлом: был и тьютором, и продактом, и техдиром, и продюсером, и издателем в СМИ для учителей.

«Моя творческо-интеллектуальная деятельность состоит из детей, ИИ и обучения. И мне нравится!» — пишет он о себе.

Вот здесь он объяснял, почему любит учить именно программированию, а тут делился идеями насчёт преподавания этого предмета. По пятницам он публикует интересные задачи. Но его канал в целом не про информатику, а про преподавание и обучение вообще, независимо от предметной области.

Так, он рассуждает о влиянии родителей на успехи школьников и о том, стоит ли сильно заморачиваться, стараясь сделать учебные презентации и прочие материалы идеальными, делится собственными практиками (например, как начинает свои уроки в школе с «находки недели»), отрывками из заинтересовавших книг и мыслями по следам любопытных научных исследований из сферы образования.

Ссылка на канал

(Un)learning

Изображение: Skillbox Media

Автор канала — преподавательница английского языка Настя Кичкирёва. Сейчас она живёт в Испании, учит взрослых английскому в онлайне и занимается менторством преподавателей.

Часть публикаций канала посвящена жизни в эмиграции, много контента о преподавании на фрилансе — например, размышления о конкуренции и планировании, прогрессе и комфорте, позиционировании образовательного продукта (например, тех же индивидуальных уроков). Есть серия постов о том, как Настя развивала преподавательскую карьеру — про успехи и ошибки, а также про причины ухода на фриланс из престижной языковой школы. А в августе автор начала записывать подкасты. В первом выпуске она делится «трешовыми кейсами» из практики, а во втором рассуждает про фидбэк и почему его может быть сложно использовать как инструмент развития.

Ссылка на канал
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована