Почему страсть к учёбе — это не всегда хорошо: взгляд с точки зрения психологии
Иногда людей побуждают учиться негативные психологические механизмы, и это может стать проблемой как для самих студентов, так и для организаторов.


Кадр: фильм «Эльф» / Gold / Miller Productions / Guy Walks into a Bar Productions
Когда речь заходит о курсах профессионального обучения, то в идеальной ситуации студент ставит перед собой карьерную цель, осознанно выбирает тот или иной курс, прилежно учится, проходит практику или стажировку и в итоге устраивается на работу по новой профессии.
В реальности же студенты отсеиваются даже с самых тщательно спроектированных курсов (к слову, с программ высшего образования — тоже). А если и проходят обучение до конца, то далеко не все идут работать по профессии, даже когда онлайн-школа предлагает помощь с трудоустройством. В результате, когда дело доходит до измерения эффективности курса, может создаться впечатление, что свою задачу он выполняет не очень хорошо, потому что был большой отсев, а из тех, кто дошёл до финала, не все начали карьеру в новой профессии.
Эта проблема знакома многим в сфере образования, и её причиной часто называют то, что студентам трудно формулировать свои цели, а значит — понимать, нужно ли им именно это обучение, и тяжело сориентироваться в том, подходит ли им будущая профессия, чтобы сделать обоснованный выбор. Поэтому крупные онлайн-школы стали предлагать студентам помощь в профориентации перед выбором курса.
Однако иногда причина может быть не в постановке цели и не в конкретном выборе, а гораздо глубже — в психологических потребностях некоторых людей. Кто-то проходит курс за курсом, но даже не пытается начать новую карьеру, не хочет или боится сделать первый шаг к этому. В этой статье разберём, какие глубинные психологические механизмы за этим порой стоят. А также приведём советы для организаторов обучения, которые имеют дело с такими студентами, и для тех, кто заметил у себя похожие проявления.
«Синдром вечного студента» как бегство от реальности
Для некоторых людей обучение перестаёт быть способом развития и становится инструментом для избегания реальности. Реальная деятельность связана с рисками, требует ответственности и может привести к ошибкам. Проще «убежать» в учёбу, чем столкнуться с неопределённостью и возможностью неудачи.
Почему это происходит
Зигмунд Фрейд во «Введении в психоанализ» (1917) писал: «Жизнь, как она нам дана, слишком тяжела для нас, она нам приносит слишком много боли, разочарований, неразрешимых проблем. Для того чтобы вынести такую жизнь, мы не можем обойтись без средств, дающих нам облегчение». Тот же механизм описывал Альфред Адлер, австрийский врач-психиатр и психолог, автор оригинальной теории личности, в своей книге «Наука жить» (1929):
«Вследствие политики избегания, уклончивости, обусловленной комплексом неполноценности, который в свою очередь порождён вынужденным столкновением с реальными трудностями, человек находит своё поле деятельности в воображаемом мире, там он добивается успехов и благодаря этому чувствует себя выдающейся личностью».

Таким средством психологической защиты в том числе может стать обучение. Взрослые люди легко склоняются именно к этому способу избегания реальности по нескольким причинам:
- Они уже хорошо знают, каково это — учиться. Лекции, тесты, билеты, записи в тетради или на планшете — всё знакомо и безопасно. Учёба не требует выхода из зоны комфорта.
- Обучение создаёт иллюзию продуктивности: учащийся чем-то занят, двигается вперёд и, казалось бы, тратит время с пользой, а не прокрастинирует, как бывает с бесконечным скроллингом соцсетей или просмотром сериалов.
- Пока человек учится, он находится в «невидимой», безопасной зоне. Здесь не так страшно ошибаться, как в реальных рабочих и жизненных задачах, не требуется принимать решений и брать на себя ответственность. Студент курса вроде бы входит в профессию, но при этом всё ещё не обязан работать.
- А главное, учёба позволяет рисовать в воображении идеальную картинку будущего «после диплома», где нынешний студент — успешный, уверенный в себе, востребованный специалист. Эту картинку ничто не портит, ведь с реальными рабочими трудностями в новом деле он ещё не столкнулся.
Однако ещё 100 лет назад психоаналитики писали о том, что, если идти по пути психологических защит, это не делает человека счастливее. А в 1955 году немецкий социолог, философ и психоаналитик Эрих Фромм точно сформулировал суть верного направления в книге «Здоровое общество»: «Задача, которую может и должен поставить человек перед своей психикой, состоит не в том, чтобы почувствовать себя в безопасности, а в том, чтобы уметь переносить отсутствие безопасности без паники и чрезмерного страха».
Советы для организаторов обучения
Конечно, невозможно ограничить «вечных студентов» в их стремлении вечно учиться, да и вряд ли стоит это делать. Но можно создать при записи на курс условия, которые подтолкнут потенциальных студентов к рефлексии и, возможно, помогут им осознать свою проблему. Да, для организаторов обучения это будет означать частичный отсев на стадии записи на курс, но зато, возможно, снизит отсев уже в процессе курса и уменьшит долю тех, кому обучение в результате ничего не дало.
Для этого полезно добавить отборочный этап с написанием мотивационного письма. Стоит предложить будущим студентам ответить на ряд вопросов:
- Кто вы и чем занимаетесь?
- Почему вас заинтересовал именно этот курс?
- Что хотите получить от обучения?
- Где и когда вы собираетесь применить полученные знания и навыки?
- Как вы думаете, что изменится в вашей жизни, если вы пройдёте этот курс? Что для этого нужно сделать?
Неслучайно мотивационное письмо предлагают написать абитуриентам на программах магистратуры — причём ещё и оценивают его как часть вступительных испытаний.
С одной стороны, вдумчивые ответы на вопросы показывают, что человек выбрал курс целенаправленно и осознанно (а для таких серьёзных и трудных программ, как магистерские, это особенно важно), и значит, меньше риск, что он бросит обучение на полпути.
С другой — мотивационное письмо станет входным порогом, который преодолеют не все. Если потенциальный студент не готов написать несколько абзацев о своей мотивации, то что говорить про готовность к профессиональному обучению на протяжении 6–12 месяцев?

Конечно, студент может, пройдя этап мотивационного письма, уже в процессе обучения понять, что принял решение об обучении спонтанно и непродуманно, и очередной курс ему на самом деле не нужен. Зная, что так бывает, можно установить для курса пробный период — несколько бесплатных занятий или возможность, например, в течение первых пары недель легко оформить возврат за оплаченный курс. Главное для организаторов обучения относиться к этой ситуации как к нормальной, а не как к обязательному признаку того, что с самим курсом что-то сильно не так.
«Синдром отличника» и невроз перфекционизма
Бесконечное обучение может быть и следствием установки «я должен знать всё, иначе я недостаточно хорош», которая проистекает из комплекса неполноценности.
Почему это происходит
Альфред Адлер, описывая свою теорию об этом комплексе, отмечал, что чувство неполноценности формирует стремление к совершенству. Однако, если человек не принимает свои ограничения, он может застрять в постоянном поиске идеала, не решаясь сделать первый шаг в реальной жизни.
Чтобы компенсировать это чувство и доказать свою значимость, люди могут направить все свои усилия на обучение.
У некоторых в качестве компенсации чувства неполноценности развивается синдром отличника — стремление к перфекционизму, постоянное желание быть лучшим, избегание ошибок. Взрослые, страдающие синдромом отличника, начинают связывать свою самооценку с внешними признаками успеха: дипломами, сертификатами, академическими достижениями. Они забывают, что настоящее удовлетворение от обучения зависит не от количества пройденных курсов или полученных баллов, а от реального применения знаний и личного развития.
Американский психолог и психоаналитик Карен Хорни в книге «Невротическая личность нашего времени» (1937) отмечала, что навязчивое стремление к совершенству в значительной степени развивается из потребности избежать любого неодобрения. Такое мышление ведёт к высокому уровню стресса и выгоранию. Страх несоответствия собственным высоким стандартам или ожиданиям окружающих делает любое действие тревожным. В итоге перфекционизм порождает недостижимые ожидания, которые разрушают психику.
Синдром отличника не только может толкать человека к коллекционированию дипломов (что само по себе, может быть, не так уж и плохо). Главная проблема в том, что такие люди боятся приступить к практике — им кажется, что они всё ещё «недостаточно подготовлены», и очень мешает страх провала.
Кроме того, синдром отличника осложняет человеку и сам процесс обучения, ведь он больше, чем другие, боится выполнить задание неправильно, сказать что-то «не так», выглядеть глупо, получить низкий балл.

Комплекс неполноценности также может проявляться устойчивой потребностью в восхищении, признании и подтверждении своей уникальности. Это свойственно нарциссическим личностям, которые воспринимают знания как символ власти и превосходства. Их главный посыл: «Я знаю больше, значит, я лучше». Обучение в таком случае становится способом интеллектуального доминирования, а не средством познания.
Такие студенты активно участвуют в дискуссиях, где забрасывают собеседников фактами и задают вопросы — но чаще для того, чтобы подчеркнуть свою компетентность, а не чтобы услышать других людей, понять суть предмета обсуждения. Они болезненно реагируют на критику, с трудом принимают чужую правоту и могут проявлять пассивную агрессию, если чувствуют, что теряют статус «звезды группы». Стоит ли говорить, что и преподавателям, и кураторам, и сокурсникам с такими студентами нелегко?
Советы для организаторов обучения
Людям, испытывающим «синдром отличника», важна поддержка — даже крошечные дозы признания, позитивная обратная связь, просто слова «ты молодец». Это ресурс, который помогает преодолевать внутренние барьеры.
«Наша задача целиком заключается в том, чтобы отучить этих людей от их установки вечного сомнения. Лучшим лечением для них будет поддержка; ни в коем случае нельзя их критиковать, убивая тем самым присутствие духа. Мы должны дать им понять, что они способны самостоятельно противостоять трудностям и разрешить проблемы своей жизни. Это единственный способ заставить человека поверить в себя и единственный способ лечения чувства неполноценности», — утверждал Альфред Адлер в «Науке жить».
Поддержку таким студентам могут оказать как преподаватели (тренеры) и кураторы, так и сокурсники. Поэтому полезно создавать на курсе возможности для взаимного обучения, взаимной рефлексии и взаимной поддержки, развивать среду, которая снимает страх ошибок.
Если человек видит, что учиться трудно не только ему, но и всем, что все ошибаются в процессе, и это нормально, он проще воспринимает собственные сложности. Можно неформально познакомить одногруппников (например, с помощью приёма «случайный кофе»), организовать для них клуб бадди, проводить мастермайнды, взаимную проверку учебных работ студентами, мотивировать студентов и самих проводить мини-лекции или воркшопы для однокурсников.

Читайте также:
Перфекционистам полезна также смена фокуса: попробовать не быть идеальным, а быть просто «достаточно хорошим». Написать черновик, протестировать идею, попробовать «понарошку» — часто такие студенты обнаруживают, что когда они действуют, а не занимаются бесконечной подготовкой к действию, у них получается вполне неплохо, а ошибки не так уж и страшны. Эта психологическая причина — ещё одна в пользу того, что курс должен быть максимально практико-ориентированным.
Что делать тем, кто заметил у себя черты перфекциониста или «вечного студента»
Важно осознать свои подлинные — в том числе бессознательные — мотивы, которые приводят к бесконечному обучению. Это позволит избежать импульсивных решений, связанных с тревогой или социальным давлением, и сделать выбор в пользу действительно осмысленного образования, способного привести к качественным изменениям в профессиональной и личной жизни.
Если вы из вечных студентов, то когда вы записываетесь на очередной курс, стоит задать себе несколько вопросов:
- Что изменится в моей жизни, если я пройду это обучение?
- Где и когда я собираюсь это применить?
- Что мешает мне начать прямо сейчас действовать с тем, что я уже знаю по теме этого обучения?
- Почему я выбираю учёбу, а не практику прямо сейчас?
- Если бы курса не существовало, как бы я достиг(ла) цели без него?
Главный совет — как можно скорее переходить от теории к практике, от учёбы — к реальной жизни, от искусственной образовательной среды — к сложной, но настоящей реальности. Начинать можно с маленьких шагов — сделанные вовремя, они работают лучше, чем сто часов на курсе без практики:
- Если вы уже учитесь чему-то новому, начинайте делиться этим с окружающими. Рассказывайте, что именно осваиваете и как можете быть полезны уже сейчас, — так появляется шанс на первые заказы и первых клиентов.
- Не бойтесь начать с малого. На старте совершенно нормально работать за донаты, отзыв или за символическую плату. Это не обесценивание — это инвестиция в ваш опыт.
- Параллельно с учёбой исследуйте свою профессиональную среду. Кто ваши конкуренты? Какие есть инструменты продаж и продвижения? Как можно заявить о себе?
- Общайтесь с профессионалами. Ищите коллег в онлайне и офлайне, вступайте в профессиональные сообщества — поддержка и обмен опытом на этом этапе могут быть не менее важны, чем сами знания.
Читайте также:
- Какие страхи испытывают взрослые во время обучения и как с этим справиться педдизайнерам
- Подборка вовлекающих упражнений для взрослых участников онлайн-тренинга
- Что такое потребность в познании и почему у кого-то она сильнее, а у кого-то слабее
- Как измерять качество образовательного опыта в EdTech. И зачем это делать