«Почему море грязное?»: как обучение на основе феноменов учит решать реальные проблемы
Финский подход к обучению помогает детям находить решения взрослых задач на стыке разных дисциплин. Как он работает на практике и подойдёт ли России?
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое «феномен» и почему он должен быть близок к опыту учеников;
- чем обучение на основе феноменов отличается от традиционного и почему оно похоже на конструктивизм;
- как феномено-ориентированное обучение воспитывает предпринимателей;
- как этот подход применяют в Финляндии и в России, за что его критикуют и почему педагогам непросто его использовать.
Что такое обучение на основе феноменов
Обучение на основе феноменов, или феномено-ориентированное обучение (от англ. phenomenon-based learning), — финское изобретение, суть которого в изучении не абстрактных теорий, а феноменов реальной жизни. В его центре — ученик, который сначала задаёт вопросы о волнующем его явлении, а после самостоятельно исследует его, используя знания из различных областей.
К примеру, ученика может заинтересовать феномен кофе. При его исследовании вопросы будут возникать сами собой. Почему почти все люди в мире пьют его? Как этот напиток был изобретён? Чем отличается латте от капучино? По мере погружения в тему вопросы могут становиться всё серьёзнее: почему при изготовлении кофе долгое время использовали рабский труд или почему Колумбия, один из крупнейших в мире производителей кофе, для внутреннего потребления импортирует его из соседних Перу и Эквадора? Для исследования феномена кофе придётся использовать знание и истории, и географии, и обществознания, и, вероятно, иностранных языков.
«Феномен — это явление реальной среды. Не что-то феноменальное, из ряда вон выходящее, а явление, которое можно рассмотреть с различных сторон, которое не вписывается в рамки одного школьного предмета и которое можно изучать междисциплинарно», — комментирует старший продюсер бизнес- и EdTech-направления Skillbox Кирилл Прудников, в прошлом педагог, победивший в конкурсе «Я — i-Учитель» и изучавший феномено-ориентированное обучение на стажировке в Финляндии.
«Это должно быть такое явление, которое ребёнок может наблюдать в зоне своего ближайшего развития, то есть близко к опыту ученика, о чём говорил Лев Семёнович Выготский.
Затем оно проблематизируется: ученик при помощи преподавателя формулирует проблемные вопросы, на которые нет однозначного ответа, и на их основе реализует проект, который помогает решить проблему с помощью какого-то ценностного продукта.
Но ни в коем случае проблему не стоит ребёнку навязывать — надо постараться сделать так, чтобы студент, ученик эту проблему сам увидел, осознал и присвоил».
Кто придумал обучение на основе феноменов
Автор концепции обучения на основе феноменов — профессор образовательной психологии из Хельсинкского университета Кирсти Лонка. «В школе я была не очень старательной, потому что мне быстро становилось скучно», — рассказывает профессор. Именно поэтому она и посвятила жизнь созданию такого формата обучения, который увлекал бы детей и приносил радость от процесса познания.
Даже в самом названии подхода, по признанию Кирсти Лонка, заложена игра слов. Книгу о своей практике она назвала «Феноменальное обучение из Финляндии»: это и обучение на основе феноменов, и необыкновенное, фантастическое обучение. Впрочем, для автора книги цель образования вовсе не в том, чтобы развлекать детей — а в том, чтобы помочь им наслаждаться учёбой и находить внутреннюю мотивацию учиться.
Система образования Финляндии и так известна как одна из лучших в мире: эта страна на протяжении многих лет занимает одну из лидирующих позиций в рейтинге PISA. Здесь короткий учебный день соседствует с длинными каникулами, ученикам задают мало домашней работы, а стандартизированных тестов практически нет. Учебная программа на основе феноменов стала применяться в финских школах с 2016 года.
Теперь ученики в возрасте от 7 до 16 лет должны ежегодно записываться по крайней мере на один модуль, спланированный по принципам феномено-ориентированного преподавания. Впрочем, обычное обучение по предметам, конечно, тоже сохраняется. «Сложно выстроить всю учебную программу на основе феномено-ориентированного обучения», — поясняет Кирилл Прудников.
Чем обучение на основе феноменов отличается от других подходов
Отличия от традиционного обучения
Чем феномено-ориентированное обучение отличается от традиционного, проще всего представить в таблице.
Традиционный подход к обучению | Феномено-ориентированное обучение |
---|---|
Часто вынуждает изучать абстрактные теории. | Учит решать проблемы реальной жизни. В попытке разобраться с проблемой ученики сами открывают для себя необходимые знания и навыки. Вопрос «А зачем мне нужно это знать?» отпадает сам собой. |
Отводит учащимся роль пассивных слушателей: учитель даёт им нужные знания. В результате ученики больше сосредоточены на запоминании фактов, а не на том, как применять полученные знания для решения реальных проблем. | В основе подхода — активная роль ученика. |
Разные предметы преподаются изолированно. В итоге ученикам может быть непросто провести связи между теориями и концептами из разных учебных дисциплин. | Основано на междисциплинарности и даёт возможность объединить знания из разных сфер. |
Отличия от проектного и проблемного обучения
Тем, кто знаком с проектным и проблемно-ориентированным обучением, может показаться, что обучение на основе феноменов мало чем от них отличается. Они действительно близки, но различия всё же есть, и главное из них — то, что в финском формате ученикам предлагается взглянуть на объект изучения с точки зрения разных научных дисциплин.
«Представим, что мы изучаем Балтийское море. Это феномен, который для учеников из Хельсинки абсолютно очевиден, — объясняет Кирилл Прудников. — Какие проблемы они могут наблюдать в Балтийском море? Например, ученики могут видеть, что оно загрязнено. Затем у них может возникнуть вопрос: „А почему Балтийское море такое грязное?“ Чтобы это понять, нужно подключать знания не только из химии, биологии и экологии, но и из гуманитарных предметов. Можно, например, разобраться с точки зрения истории, почему Балтийское море загрязняется, или применить подходы обществознания: посмотреть, какие политические решения прилежащих государств могут эту проблему решить. Ключевой аспект этого подхода — междисциплинарность. Проблемное и проектное обучение на самом деле как бы вшиты в феномено-ориентированное обучение. Ведь ученики, с одной стороны, решают проблемы реального мира, как в проблемном обучении, с другой — итогом исследования становится ценностный продукт, как в проектном обучении».
Феномено-ориентированное обучение своими корнями уходит, вероятно, к конструктивистской философии образования. Согласно конструктивизму, ученик не пассивно впитывает знания, а выстраивает их самостоятельно.
«При феномено-ориентированном обучении, как и в конструктивизме, мы не говорим ученику, как решить ту или иную проблему, но сопровождаем его в поиске решения. Предлагаем ему частицы информации из разных учебных дисциплин, которыми он воспользуется в своём проекте, и в итоге у него в голове кристаллизуется знание», — объясняет Прудников.
Кроме того, как и в конструктивистском подходе, феномено-ориентированное обучение создаёт особую образовательную среду, которая мотивирует учеников на действия и сотрудничество с другими.
Феномено-ориентированное обучение как воспитание предпринимательских черт
Кирилл Прудников считает, что есть ещё одна особенность обучения на основе феноменов — развитие у учеников предпринимательских навыков. При этом подходе ребёнок учится не зарабатывать деньги, а предпринимать действия по изменению проблемной ситуации.
«Мне кажется, это подлинное предпринимательство — такая инициативная деятельность по решению какой-то задачи, — говорит эксперт. — Если мы посмотрим на самых крутых предпринимателей, они всегда с помощью своего продукта решают какую-то проблему. И этот подход как раз может воспитывать людей вот такого характера: инициативных, замечающих проблему, не боящихся её, а думающих, как её можно решить с помощью продукта».
Как применяют обучение на основе феноменов
Финская образовательная компания Valamis разработала большой гид по феномено-ориентированному обучению. Его авторы выделяют отдельные шаги в применении этой методики:
- Ученики задают вопросы, которые относятся к реальной жизни и отражают их личные интересы.
- Ученики проводят исследования в поиске ответов на свои вопросы, изучая тему с разных точек зрения.
- Учителя выступают фасилитаторами, помогая ученикам осваивать концепты и навыки, необходимые для решения проблемы.
- Ученики представляют своё решение в выбранном ими формате.
Автор феномено-ориентированного подхода Кирсти Лонка, впрочем, оговаривается: «Это образ мышления, не метод». Так что чётких советов о применении феномено-ориентированного обучения нет, и даже в самой Финляндии с его использованием возникают проблемы.
Для финских учителей младшей школы, которые, по словам профессора, способны преподавать 13 разных предметов, не составит труда организовать междисциплинарный урок. Проблемы начинаются, когда речь заходит об учениках 7–9 классов. Чтобы провести занятие на стыке дисциплин, нужно убедить педагогов по разным предметам пойти на сотрудничество друг с другом. Однако навыков кооперации им часто не хватает, поэтому для применения этой практики в старшей школе преподаватели должны учиться сотрудничать друг с другом.
Что касается России, то феномено-ориентированное обучение, по словам Кирилла Прудникова, пока используют только в передовых школах: «Например, когда я ещё работал в Санкт-Петербурге, в Школе имени А. М. Горчакова, мы выстраивали отдельные проекты на основе феноменов. И мне кажется, та когорта учителей, которые стали победителями конкурса „Я — i-Учитель“ в 2019 году и как раз благодаря ему познакомились с этой концепцией, точно такие программы выстраивает. В общем-то эти люди стали, мне кажется, адептами, популяризаторами этой идеологии в России».
За что критикуют обучение на основе феноменов
Юсси Танхуанпяя, учитель физики из финской общины Лието, считает, что обучение на основе феноменов неспособно дать детям базовое понимание учебных дисциплин и возможность изучить какой-либо предмет на глубоком уровне. Кроме того, по словам педагога, такой формат обучения может увеличивать разрыв между наименее и наиболее способными учениками.
«Этот метод прекрасно работает для способных учеников, которые понимают, какие знания они могут получить с помощью эксперимента. Это даёт им свободу учиться в своём темпе и делать следующие шаги тогда, когда они готовы к этому, — комментирует педагог. — Метод не работает с детьми, которые не могут сделать этого самостоятельно и нуждаются в большей поддержке. Разрыв между способными и не настолько способными детьми уже начал увеличиваться, и я боюсь, что всё станет ещё хуже».
Среди других минусов подхода отмечают, например, его бесполезность в достижении определённой цели, ведь в обучении на основе феноменов цели формулируются уже в процессе исследования. Кроме того, такой подход может быть неуместен в школах, где ценится конкуренция.
«Очевидный недостаток этого подхода в том, что он требует очень много ресурсов от преподавателя, — объясняет Кирилл Прудников. — И не всегда понятно, к какому результату приведёт обучение. Скорее всего, он будет личностным, а не предметным, то есть это будут изменения в личности ребёнка».
«Кроме того, могут возникнуть трудности с формированием расписания, предупреждает специалист: какие-то уроки придётся передвинуть, какие-то — отменить. «Явная слабость этого подхода — в том, что он просто не структурный. Обычно как? „Вот математика с девяти до десяти, дальше русский язык, и поехали“. А феномено-ориентированное обучение всё-таки по-другому выстраивается, и структура другая. Она есть, но она не слишком явная. И это может быть для людей, которые пробуют такой формат, трудностью на первых этапах».
Сложность кооперации между учителями Прудников тоже считает недостатком подхода: «Если эти горизонтальные связи в школе не развиты, ничего не получится». Впрочем, он оговаривается: «С другой стороны, это и точка роста. Если преподаватели будут внедрять такие сложные образовательные программы, то, очевидно, они будут лучше друг с другом взаимодействовать, будут знать, что происходит у каждого на уроках, будут синхронизироваться. А Джон Хэтти, называя факторы, влияющие на обучение, говорил, что взаимодействие учителей — это как раз один из самых важных пунктов».
Несмотря на недостатки феномено-ориентированного обучения, международное сообщество внимательно следит за тем, насколько успешно оно применяется. И, судя по всему, у подхода неплохие шансы закрепиться в учебных программах, ведь он соответствует сложности мира, в котором мы живём.
«Я думаю, большая ошибка — заставлять детей верить, что мир устроен просто и что, если они выучат опредёленные факты, они уже ко всему готовы», — говорит Кирсти Лонка. Хотя в школах все знания о мире распределяют по разным дисциплинам, в действительности наше мышление гораздо более целостно и взаимосвязанно, считает профессор. И только такое же целостное обучение может научить детей понимать реальные проблемы, которые пытается преодолеть человечество: от миграционных кризисов до распространения информации в эпоху постправды.