Образование
#новости

Почему модель оплаты курсов ДПО после трудоустройства не стала массовой в России

Эксперты назвали причины, по которым модель ISA работает не так эффективно, как могла бы.

Несколько лет назад образовательные платформы активно экспериментировали со способами оплаты и монетизации курсов. Так, в 2018 году онлайн-школа веб-разработки Kata Academy запустила обучение по модели ISA (Income Share Agreement, что в переводе с английского означает «соглашение о разделе дохода»). По сути эта модель означает, что студент учится с отсрочкой оплаты, а платить будет из своих будущих доходов, когда устроится по полученной профессии. В 2021-м эту модель внедрила компания Skypro, а в этом году свой первый курс по модели ISA запустила SkillFactory.

Однако такая модель оплаты обучения не стала массовой на российском рынке. Агентство SmartRanking выяснило у экспертов по EdTech-индустрии причины этого. Вот что они сказали.

Значимая доля «серого» и «чёрного» заработка

Модель ISA успешно работает в странах, где заработок населения практически полностью прозрачен: люди получают «белую» зарплату и декларируют все свои доходы. Поэтому способ оплаты обучения после трудоустройства распространён в США и европейских странах.

В России же, по словам руководителя EdTech-хаба «Сколково» Натальи Царевской-Дякиной, ISA создаёт риски для образовательной организации, так как, согласно данным HeadHunter, 19% работников в России в 2022 году получали «серую» зарплату, а около 10% работников — «чёрную».

Проще говоря, при таком раскладе организация, обучившая человека в кредит, может вообще никогда не получить за это денег, потому что формально он не будет трудоустроен или будет зарабатывать якобы только минимальную зарплату.

Нехватка законодательного регулирования

CEO «Яндекс Практикума» Илья Курмышев считает, что распространение модели ISA в России затрудняется также юридическими пробелами. В чистом виде такой модели просто нет в российском законодательстве, и сейчас ISA оформляется как договор займа с особыми отлагательными условиями возврата или как договор оказания услуг с постоплатой. Но это не идеальные варианты. Илья привёл в пример Австралию, где эта модель образовательного кредита урегулирована таким образом, что ответственность за отчисления с зарплаты выпускника курсов лежит на его работодателе.

Невысокая доходимость онлайн-курсов

Чтобы оплата по модели ISA принесла прибыль образовательной платформе, студент должен, во-первых, окончить курс, а во-вторых, трудоустроиться по новой профессии (может ещё быть условие, что его зарплата должна быть не ниже установленной в договоре суммы). При этом, как отмечает Наталья Царевская-Дякина, лишь 28% онлайн-школ заявляют о том, что у них на курсах доходимость 71–100% — то есть у остальных 72% этот показатель ниже.

Получается, что от тех, кто бросает обучение, получить оплату невозможно. Чтобы уменьшить этот риск, EdTech-компании, работающие по модели ISA, вводят штрафы и дополнительные условия. Например, если студент отчисляется, он должен заплатить сумму, пропорциональную той части курса, которую он уже прошёл. А после окончания курса выпускник обязан пройти определённое количество собеседований и в случае неудачи предоставить компании письменные отказы от работодателей.

Тем временем появились данные, что выпускники школ в 2023-м, по сравнению с показателями предыдущего года, стали чаще выбирать онлайн-курсы для обучения профессии. Но при этом в целом интерес к получению IT-профессий на курсах, похоже, снижается.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована